А. Население |
||||
В. Экономика |
||||
C. Образование и наука |
||||
D. Организационные структуры |
||||
Е. Климатические и гидрологические колебания |
Показатели роста населения за последние годы могут не быть репрезентативны для ситуации в будущем. Например, по Казахстану в 1997 г. из-за эмиграции прирост населения был отрицательным - 0,6%. Рост населения в Туркменистане во много раз выше, чем в Таджикистане, что показывает большие различия по региону. Относительно данных по современной численности населения пока не достигнуто абсолютное согласие.
Несомненно, что изменения в показателях прироста населения произойдут, рост замедлится, однако трудно сказать, насколько и когда произойдет крупное изменение тренда. В принципе, у городского населения желание иметь большие семьи по–прежнему будет небольшим, тогда как крестьяне все еще будут предпочитать иметь 4-6 и более детей. В любом случае, в ближайшие 25 лет рост населения продолжится из-за возрастной структуры современного населения. Ниже представлены прогнозируемые показатели в будущем.
Центральная Азия | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан | Всего | |||
Современный прирост % | -0.24 | 0.05 | 1.18 | 1.61 | 1.35 | |||
Прирост в 2025 г. | 1.3 | 1.3 | 1.3 | 1.3 | 1.3 | |||
Население в 1999 г., млн. | ||||||||
1999 | 15.0 | 5.0 | 6.0 | 5.0 | 24.0 | 55.0 | ||
2000 | 15.0 | 5.0 | 6.1 | 5.1 | 24.3 | 55.5 | ||
2001 | 15.0 | 5.0 | 6.1 | 5.2 | 24.7 | 55.9 | ||
2012 | 15.3 | 5.2 | 7.0 | 6.1 | 28.5 | 62.2 | ||
2013 | 15.4 | 5.3 | 7.1 | 6.2 | 28.9 | 62.8 | ||
2022 | 16.5 | 5.7 | 8.0 | 7.0 | 32.5 | 69.7 | ||
2023 | 16.7 | 5.8 | 8.1 | 7.1 | 32.9 | 70.6 | ||
2024 | 16.9 | 5.8 | 8.2 | 7.2 | 33.4 | 71.5 | ||
2025 | 17.1 | 5.9 | 8.3 | 7.3 | 33.8 | 72.4 | ||
Только для бассейна Аральского моря, без территории Казахстана, не относящейся к бассейну:
Бассейн Аральского моря | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан | Всего | |||
Современный прирост % | -0.24 | 0.05 | 1.18 | 1.61 | 1.35 | |||
Прирост в 2025 г. | 1.3 | 1.3 | 1.3 | 1.3 | 1.3 | |||
Население в 1999 г., млн. | 1.5 | 5.0 | 6.0 | 5.0 | 24.0 | 41.5 | ||
2000 | 1.5 | 5.0 | 6.1 | 5.1 | 24.3 | 42.0 | ||
2001 | 1.5 | 5.0 | 6.1 | 5.2 | 24.7 | 42.5 | ||
2012 | 1.5 | 5.2 | 7.0 | 6.1 | 28.5 | 48.4 | ||
2013 | 1.5 | 5.3 | 7.1 | 6.2 | 28.9 | 49.0 | ||
2023 | 1.7 | 5.8 | 8.1 | 7.1 | 32.9 | 55.5 | ||
2024 | 1.7 | 5.8 | 8.2 | 7.2 | 33.4 | 56.3 | ||
2025 | 1.7 | 5.9 | 8.3 | 7.3 | 33.8 | 57.0 | ||
В рамках данного документа не предпринималось попыток прогнозировать будущую экономическую ситуацию в регионе. В прошлом все прогнозы на 25 лет вперед оказывались неправильными – по численным показателям, направлению или времени, а чаще и по всем трем показателям
Возможно, что наилучшие возможности предсказания экономического развития имеются у экспертов Всемирного банка. Поэтому ниже представлена информация из опубликованных в Интернете отчетов Всемирного банка, по состоянию на февраль 1999 г.
В 1997 г. доход на душу населения составлял 1340 долларов США, хотя существуют сомнения относительно данного показателя из-за проблематичного доступа к информации, больших колебаний ВНП, курса обмена валюты и инфляции.
Страна имеет большие запасы нефти, газа и минеральных ресурсов, включая золото, железную руду, каменный уголь, медь, хром, вольфрам и цинк. Имеются обширные площади пахотных земель, причем доля сельского хозяйства в ВНП составляет 15%, промышленности – 30%. Промышленный сектор развивается в направлении эксплуатации богатых природных ресурсов Казахстана. Экономика страны тесно связана с экономикой других бывших советских республик, особенно России. После обретения независимости в 1991 г. торговля была быстро переориентирована на рынки вне бывшего Союза.
В 1993 г. в Казахстане была начата программа комплексной реструктуризации, направленная на переход к рыночной экономике. Финансирование данной программы осуществлялось за счет ряда двухсторонних и многосторонних доноров, включая Всемирный банк и Международный валютный фонд (ВМФ). Инфляция снизилась с 1.1605 в 1994 г. до 29% в 1996 г. и 11% в 1997 г. благодаря макроэкономической политике, проводимой с 1994 г.
После резкого падения в течение нескольких лет, в 1996 г. производство стабилизировалось и снова начало расти. Хотя в 1995 г. была достигнута стабилизация промышленного производства, наихудший за последние 30 лет урожай зерна и прекращение общественных инвестиций привели к падению ВНП в 1995 г. на 9% при еще более резком его спаде в течение двух предыдущих лет.
В 1996 г. рост ВНП составил 0,5%, в 1997 г. – 2,0%. Согласно последним данным занятость населения с сентября 1994 г. по сентябрь 1995 г. снизилась на 13% (более 500 тысяч человек). Однако, из-за массовой эмиграции населения количество зарегистрированных безработных увеличилось не так резко - на 4% от работоспособного населения в 1997 г. Если в определение безработицы включить вынужденные и частичные отпуска, данный показатель составит около 12%.
С 1994 г. финансовая ситуация стала напряженной. Поступления средств упали с 29% от ВНП в 1993 г. до 16,5% в 1997 г. Несмотря на это, властям удалось снизить общий дефицит бюджета с 7,2% ВНП в 1994 г. до 2,5% ВНП в 1996 г. и 3,4% ВНП в 1997 г. Кроме того, были приняты меры по ужесточению денежной политики с вводом национальной валюты (тенге) в ноябре 1993 г.
В ответ на ухудшающиеся экономические условия правительство начало ускорять реформы. Согласно антикризисной программе, принятой в июле 1994 г., в действие был введен новый комплекс структурных реформ. Стабилизация экономики, а также фундаментальные структурные реформы торгового режима улучшили внешнеэкономическое положение Казахстана. В 1994 г. текущий дефицит составлял 750 млн. долларов США, что равнялось 4,2% ВНП. Однако в 1995 г. экспорт значительно возрос, что привело к сокращению дефицита бюджета до 520 млн. долларов США (2,9% ВНП). В 1996 г. дефицит снова возрос до 750 млн. долларов США (3,6% ВНП), превысив 900 млн. долларов США в 1997 г. Валютные резервы возросли до 2,25 млрд. долларов США в декабре 1997 г.
В настоящее время правительство вступает во вторую стадию реализации программы реформ. К концу 1997 г. были проданы контрольные пакеты акций практически всех действующих мелких и средних предприятий; для массовой приватизации были предложены пакеты акций большинства предприятий; все колхозы и совхозы (за исключением 2 тысяч) были приватизированы. Были заключены контракты по управлению большинства крупнейших промышленных производств, многие нефтяные, газовые и минеральные ресурсы были предоставлены иностранным инвесторам. Правительство начало крупную Программу реформирования пенсионного фонда, которая радикально изменит пенсионную систему при усилении безопасности и укреплении рынка финансов и ценных бумаг страны.
Казахстан имеет многообещающие средне и долгосрочные экономические перспективы благодаря наличию крупных запасов углеводородных и минеральных ресурсов, небольшому внешнему долгу и хорошо обученным кадрам. Ожидается, что новое законодательство об иностранных инвестициях, налогообложении, правах на нефтяные и подземные ресурсы улучшит условия для иностранных инвесторов в последующие несколько лет. К началу следующего столетия ожидается, что Казахстан сможет финансировать свой баланс платежей через иностранные инвестиции, частный капитал и регулярное финансирование проектов, устраняя, тем самым, необходимость дополнительной поддержки из официальных источников. В краткосрочной перспективе, однако, стране необходимо будет продолжить программу реформ и придется столкнуться с рядом внешних проблем, если она собирается увеличить темпы роста до приемлемого уровня.
Кыргызская Республика - небольшая горная страна, не имеющая выхода к морю, площадь - 200 тысяч км2, население - 4,6 млн. человек. После развала СССР Кыргызстан осуществлял масштабное преобразование экономики.
Стабилизация и рост. Перед политиками стояла трудная задача – приспособится к новым условиям при прекращении бюджетного финансирования из Москвы, разрушении торговой системы бывшего Советского Союза и в связи со значительным ухудшением для Кыргызской Республики условий для внешней торговли, что было вызвано прежде всего сильным ростом импортных цен на нефть и природный газ. К 1997 г. ВНП снизился до 440 долларов США на душу населения при сильном падении уровня жизни.
В начале этого процесса правительство провело либерализацию цен на большинство товаров, ввело национальную валюту, ввело либеральный режим торговли и устранило большинство потоков капитала. Значительное ужесточение финансовой политики шло параллельно успешному реформированию финансового сектора, структуры и инструментов денежной политики. В 1994 г. ставки вкладов и процентов были либерализированы, направленные кредиты были прекращены, а внутреннее финансирование бюджетного дефицита резко сократилось. Правительство также создало рынок обмена иностранной валюты, плавающий валютный курс и совершенно свободный режим обмена при отсутствии ограничений сделок по текущим счетам и счетам движения капитала. В результате масштабной либерализации торговли была установлена общая пошлина в размере 10%. Беспошлинные барьеры и налоги на экспорт по всем видам товаров были отменены.
Семнадцатого июля 1998 г. Кыргызская Республика успешно завершила переговоры с ВТО (Всемирной торговой организацией), чтобы стать 133 (первой из стран СНГ) страной, вступившей в Всемирную торговую организацию (ВТО). Кроме того, правительство успешно завершило первую трехлетнюю программу с Международным валютным фондом (МВФ), в июне 1998 г. была утверждена новая программа на 1998-2001 гг.
Предпринятые экономические меры начинают приносить положительные результаты. Уровень инфляции снизился до 15% в 1997 г. (с более 1000% четырьмя годами ранее). После совокупного падения на 51% в 1991-1995 гг., ВНП возрастал на 7% ежегодно в 1996 и 1997 гг. После согласованных усилий по привлечению частного капитала и ноу-хау в горнодобывающую отрасль, в январе 1997 г. было начата разработка Кумторской золотой жилы, восьмой по величине в мире, достигнув в мае 1997 г. коммерческого уровня, что добавило 4% к ВНП. Рост сельского хозяйства, самой крупной отрасли народного хозяйства, составил 10-13% в 1996 и 1997 гг. Несмотря на то, что рост совпал с хорошими погодными условиями, распределение земель и либерализация рыночных цен несомненно способствовали увеличению продуктивности индивидуальных участков. Развитие промышленного производства (исключая золотообрабатывающую промышленность) шло медленными темпами, и только благодаря возобновлению работы двадцати крупных фирм, производство на которых ранее было остановлено в рамках программы восстановления предприятий.
Структурные реформы. Правительство осуществило обширную программу структурных и организационных реформ, способствующих росту частного сектора. Несмотря на то, что некоторые реформы требовали углубления, был достигнут значительный прогресс.
Сельское хозяйство является основной отраслью экономики Кыргызстана, на которую приходится 45% ВНП и половина общей занятости населения в 1997 г. Производство большинства культур значительно снизилось в 1990-1995 гг., однако в течение последних двух лет начало восстанавливаться. Однако скотоводство и производство шерсти, две традиционных отрасли сельского хозяйства, пришли в упадок и все еще находятся в кризисном положении. Агропромышленный сектор продолжает испытывать серьезный кризис при снижении годового производства большинства товаров на 90% с 1990 по 1996 гг.
Государственное вмешательство в рынок сельскохозяйственных товаров в основном прекратилось. Режим внешней торговли и цены были либерализованы. Более 65% предприятий агробизнеса были приватизированы и демонополизированы. Вопреки предпринятым усилиям рынки ресурсов производства и продукции все еще неконкурентоспособны. Недостаток рыночной информации о ценах и рынках (как по ресурсам, так и по продукции производства), а также ограниченный внутренний или внешний спрос на сельскохозяйственные товары способствовал возникновению данной ситуации. Вспомогательные сельскохозяйственные службы только начинают возникать и должны заменить собой ранее существовавшую систему технических специалистов колхозов и совхозов.
Агропромбанк был ликвидирован, для предоставления кредитов предприятиям сельского хозяйства и агробизнеса была создана Кыргызская сельскохозяйственная финансовая корпорация. Кроме того, в сельских областях были основаны 23 кредитных союза. Бюджетное финансирование сектора было значительно снижено и полностью прекратится к концу 1999 г. Предпринимаются шаги по созданию коммерческой кредитной системы для сельского хозяйства. Также разрабатывается стратегия по улучшению ирригационной системы и сельскохозяйственной инфраструктуры.
Энергетика. Кыргызская Республика имеет большие и дешевые гидроэнергетические ресурсы, небольшое или снижающееся производство нефти и газа, а также разрушающуюся горнодобывающую отрасль. Электричество экспортируется по ценам, близким к затратам на производство, в то время как природный газ импортируется по ценам, близким к стоимости альтернативных энергоносителей. За последние два года была разработана энергетическая политика, направленная на снижение роли государства, усиление частного сектора и развитие экспорта энергии.
Реформы финансового сектора. Стабильный и эффективный финансовый сектор является непременным условием макроэкономической стабильности и стимулирования более экономного хозяйствования и роста. В 1996-1997 гг. Правительство осуществило комплексную Программу реформирования финансового сектора, в рамках которой были ликвидированы два крупнейших неплатежеспособных государственных банка, без использования общественных средств проведена реструктуризация и рекапитализация двух государственных банков. Было создано временное Агентство по принятию решений о долгах, рассматривающее вопросы взыскания долгов, их списания или реструктуризации недействующих капиталов в виде ценных бумаг, принадлежащих этим банкам, были приняты новые или усилены законы и положения по управлению деятельностью банковской системы. Хотя прогресс и наметился, развитие финансового посредничества остается низким, а ставки процентов на недвижимость– высокими.
Перспективы. Несмотря на значительный прогресс, среднесрочные перспективы Кыргызстана характеризуются неопределенными перспективами роста из-за существующих экономических проблем, включая недостаток общественных финансовых средств, низкий уровень частных инвестиций, изношенную сеть общественной инфраструктуры, а также низкую продуктивность сельского хозяйства. Кроме того, страна не имеет выхода к морю и во многом зависит от экономических колебаний хозяйственных комплексов соседних стран.
Ужесточение финансовой политики, необходимое для стабилизации ситуации в прошлом, потери производства и экономическая реструктуризация способствовали увеличению бедности населения. В начале программы реформ примерно 35% населения жили за чертой бедности. Последние данные показывают, что ситуация ухудшилась, в 1996 г. 50% всего населения признавалось бедным, причем 16% населения не потребляли минимальный уровень калорий.
Несмотря на сложные топографические условия, страна обеспечена водными ресурсами, дефицит которых характерен для всей Центральной Азии, что позволяет орошать 80% пахотных земель и способствует специализации Таджикистана на производстве хлопка (около половины всего сельскохозяйственного производства). Кроме хлопка другой продукцией сельского хозяйства является шелк, овощи, зерновые и домашний скот. Также существует значительный гидроэнергетический потенциал, который способствовал развитию другой специализации Таджикистана – производства алюминия, составляющего основную часть промышленного производства страны. Наличие гидроэнергии повлияло на тип и структуру промышленного сектора, ориентированного на алюминиевые, химические и другие энергоемкие производства. Из-за дефицита запчастей и сырья многие предприятия работают только несколько месяцев в году, а основное экспортное производство республики – алюминиевый завод – работает в половину своей мощности.
Однако данные отрасли экономики развивались как анклавы, почти не связанные с другими отраслями, и сильно зависели от внешних рынков ресурсов и продукции производства, а также покупателей. В настоящее время сельскохозяйственный сектор обеспечивает около 50% рабочих мест и 28% ВНП, в то время как промышленное производство составляет 20% ВНП, треть которого вырабатывается алюминиевым плавильным заводом. Другим крупным компонентом промышленного сектора является текстильное производство, которое составляет около трети промышленного производства. Разработка минеральных ресурсов Таджикистана – золота, серебра и урана – началась недавно. .
Обретение независимости в 1991 г., разрушение торговых связей и системы платежей между бывшими советскими республиками способствовали значительному падению производства. При таком быстром экономическом спаде, наблюдавшегося до недавнего времени, сейчас ВНП составляет только 40% от уровня 6-летней давности. В результате увеличилась бедность населения во многих частях страны, особенно в наиболее отдаленных и пострадавших от войны областях, в которых более 85% населения считается бедным. Гражданская война, наводнения и оползни привели к значительным человеческим и физическим жертвам, унесли 50 000 жизней, вынудили к миграции 850 000 человек, сильно разрушили экономическую активность и нанесли ущерб инфраструктуре страны.
Чтобы остановить спад экономики, в 1995 г. правительство осуществило несколько реформ, включая сокращение бюджета и либерализацию цен, при поддержке соглашения о праве использования кредита МВФ и кредита восстановления Международной ассоциации развития (МАР) в 1996 г. Однако в течение последующих двух лет политика Таджикистана была смешанной, главным образом в результате возобновления конфликта и слабого организационного потенциала. Большая часть программы реформ, финансируемой по вышеуказанному кредиту, была приостановлена или даже обращена назад в результате возобновления конфликта, поэтому в середине 1997 г. выполнение программы реформ было сорвано. Гражданский конфликт отвлек ресурсы на оборону и обеспечение безопасности, что нанесло ущерб другим важным требованиям одновременно с падением поступлений в бюджет. В июне 1997 г. финансовый дефицит достиг 10% ВНП, задолженность платежей из фондов социального обеспечения составляла восемь месяцев, инфляция превышала 60% и продолжала усиливаться, валюта быстро обесценивалась.
Признавая, что для исправления ситуации в стране требовались действия по укреплению политической и макроэкономической стабильности, а также структурные реформы, Правительство и Объединенная таджикская оппозиция (ОТО) подписали Мирный договор в июле 1997 г. Была создана Комиссия по национальному примирению (КНП), которая стала центральным органом национального примирения.
Правительство, при согласовании с МВФ и Всемирным банком, быстро двигалось в направлении стабилизации и структурных реформ, достигнув за последний год значительного прогресса в укреплении макроэкономической стабильности. За последние несколько месяцев удалось многого добиться. Среднемесячная инфляция за первые четыре месяца 1998 г. была снижена до 1,3%, по сравнению с 20% в месяц в июле 1997 г. Результаты финансово-бюджетной политики также впечатляют - финансовый дефицит (на наличной основе) за последний квартал 1997 г. составил только 20% от ВНП. За первый квартал 1998 г. дефицит составил 1,6% от ВНП. Благодаря восстановлению макроэкономической стабильности и наличию внешнего финансирования производства хлопка, ВНП возрос на 1,7% в 1997 г., что стало первым реальным ростом с момента обретения независимости в 1991 г. Восстановление экономики продолжилось, причем реальный ВНП за первый квартал 1998 г. составил 1,3% по сравнению с соответствующим периодом в 1997 г.
Несмотря на нынешний экономический кризис, Таджикистан имеет значительный потенциал для развития. Население страны хорошо образовано, земли плодородны и могут обеспечить производство продукции конкурентоспособной на внешнем рынке. В стране есть существующая, но простаивающая промышленная база и основные средства, которые могут быть использованы более эффективно и продуктивно. Данная промышленная база может служить основой экономического роста, особенно в сельскохозяйственном секторе. Однако развитие этого потенциала зависит от скорости и интенсивности, с которой по всей стране будут восстановлены мир и безопасность.
Основой экономики Туркменистана является энергетика. Имея, по некоторым подсчетам, 2,7 триллионов м3 разведанных и возможных запасов газа и дополнительных ресурсов, оценивающихся в размере 14 триллионов м3, Туркменистан является вторым по величине производителем газа в бывшем Советском Союзе после Российской Федерации и четвертым по величине производителем в мире. Кроме того. страна обладает 1,1 млрд. тонн нефти и является четвертым по величине производителем нефти в регионе.
Туркменистан обладает значительным потенциалом для развития отраслей промышленности, основанных на минеральных ресурсах. Однако сельское хозяйство все еще преобладает, обеспечивая 10% ВНП и 44% занятости населения. Туркменистан находится в числе 10 крупнейших производителей хлопка в мире. Другие производимые культуры - зерновые, овощи и фрукты. Природный газ, нефтепродукты и хлопок составляют 84% экспорта. Основной импорт в 1997 г. приходился на оборудование и металлургическую продукцию (43%), продукты питания (19%), промышленные химикаты (11%) и непромышленные потребительские товары (11%).
Туркменистан меньше пострадал от развала бывшего Советского Союза, чем другие республики, условия торговли страны значительно улучшились в 1992 и 1993 гг. , так как на мировых рынках начался рост цен на газ. Однако неспособность некоторых бывших советских республик платить за импорт газа из Туркменистана привели к задолженностям по внешним долгам и снижению производства газа. В 1994 г. объемы экспорта значительно снизились из-за перебоев подачи газа на Украину и Грузию, при одновременном ухудшении ситуации с платежами, в результате чего в мае 1997 г. экспорт газа полностью прекратился. В Туркменистане было рассмотрено несколько вариантов строительства альтернативных газовых трубопроводов, и в декабре 1997 г. начался экспорт 2 млрд. м3 газа через новый трубопровод (максимальная мощность, достижимая через 3 года – 8 млрд. м3) в Иран. Однако экспортный доход от данного трубопровода первоначально оставался небольшим, так как 35% экспортных поступлений шли на возмещение Ирану расходов на строительство трубопровода. Производство хлопка снизилось на 9% к 1994 г., однако в остальной части сельскохозяйственного сектора стабильное производство сохранялось. Производство пшеницы также возросло, отражая усилия по сельскохозяйственной диверсификации. Производство хлопка несколько упало в 1995 г., а в 1996 г. сильно упало производство хлопка (50%) и зерна (65%), и снова возросло на 45% в 1997 г. Реальный ВНП упал на 30% в 1993-1995 гг. и 3% в 1996 г. В 1997 г. ВНП упал еще на 26%, отражая последствия сильного падения экспорта газа (73%) и производства хлопковолокна (52%), при одновременном росте внутреннего сектора на 34% за счет увеличения производства хлопка и пшеницы, а также строительного бума.
Положение дел с поступлениями в бюджет со временем значительно ухудшилось, так как дефицит бюджета устранялся за счет снижения расходов, косвенных налогов и субсидий. Кредитная политика носила инфляционный характер, при крупных программах управляемого целевого кредитования и бюджетных ограничениях предприятий. Инфляция составляла 1800% в 1994 г., 1000% в 1995 г., 450% в 1996 г. и 20% в 1997 г. С 1993 по 1995 гг. повышение заработной платы сильно отставало от инфляции, реальные минимальные месячные зарплаты снизились, по оценкам, на 80%. В 1996-1997 гг. ряд увеличений заработной платы повысил среднюю реальную зарплату на 84%, что составляло только две трети от уровня 1994 г. Доход на душу населения (970 долларов США в 1995 г., 870 долларов США в 1996 г. и 630 долларов США в 1997 г.) в настоящее время значительно ниже среднего уровня бывшего Советского Союза.
Социальные показатели также низки. По оценкам, 48% населения находятся за чертой бедности. Однако данная цифра преувеличенно отражает снижение уровня жизни, так как стоимость жилья и коммунальные услуги (электричество, вода, газ, санитария, отопление, горячая вода) предоставляются бесплатно, а цены на основные потребительские товары (хлеб, мука, детское питание) субсидируются. В результате уменьшения налоговых поступлений от экспорта газа, чтобы достичь баланса средств, правительство снизило расходную часть бюджета за счет сокращения некоторых расходов (за исключением фонда заработной платы, пенсий, стипендий и лекарств),. Дефицит бюджета составлял 1,5% ВНП в 1994-1996 гг., в 1997 г. был зафиксирован остаток бюджета 0,1%.Однако в целом финансовую ситуацию в Туркменистане трудно определить из-за большого количества сверхбюджетных средств.
Чувствительность экономики Туркменистана к внешним потрясениям усугубилась в 1997 г. в результате одновременного зависания поставок газа, снижения экспорта хлопковолокна, сокращения импорта и упадка в сфере услуг при одновременных выплатах иностранным компаниям за строительные услуги. Так, на валютном счете, на котором в 1996 г. был небольшой остаток, в 1997 г. появился дефицит в размере 600 млн. долларов США (32% ВНП), первый дефицит со времени приобретения независимости. Большие капиталовложения, выплаты по реструктурированному газовому долгу 1993-1995 гг. и покрытие задолженностей Туркменистану по экспорту газа в 1996-1997 гг. более чем покрыли дефицит, в результате чего появился остаток в размере 150 млн. долларов США. В конце 1997 г. политика Туркменистана состояла в сохранении относительно приемлемого уровня валютных резервов, оцениваемых в 1,3 млрд. долларов США (эквивалент 15 месяцев импорта). В 1997 г. Туркменистан добился нормализации отношений с иностранными кредиторами, уничтожения долговых задолженностей и укрепления торговых связей с членами Организации экономического сотрудничества. Завершение строительства новых кабельных и транспортных путей (иранская железнодорожная линия и газопровод; ирано-туркменский сектор китайско-германского волоконно-оптического кабеля) также способствовало усилению роли Туркменистана в качестве транзитной страны.
Ход экономических реформ в Туркменистане отстает от других бывших советских республик. В ноябре 1993 г. Туркменистан ввел свою собственную валюту – манат – и установил систему двойного курса обмена, при которой официальный курс используется для всех сделок по экспорту газа, а коммерческий – значительно выше официального. В период 1995-1998 гг. правительство предприняло некоторые шаги в направлении рыночной экономики. Был отменен контроль цен на большинство товаров потребления, приватизированы многие малые предприятия, предприятия торговли и сферы услуг и инициирована программа аренды для передачи сельскохозяйственных земель частным фермерам. Также было предпринято несколько попыток унификации курса обмена, последняя из которых была в апреле 1998 г. Однако очень немногое было достигнуто для стабилизации макроэкономической ситуации или осуществления структурных реформах. Недавно правительство утвердило десятилетний план производства и инвестиций, который предусматривает крупные инвестиции в инфраструктуру и энергетику при финансировании иностранными прямыми инвестициями и за счет налоговых поступлений в бюджет.
Ближайшей задачей правительства является начало программы макроэкономической стабилизации, укрепление бюджета, передача центральному банку права самостоятельно проводить сдержанную монетарную политику и объединение отдельных целевых программ во внутренне согласованную и последовательную программу реформ. Также необходимо будет начать комплексные структурные реформы, полностью отпустить цены и приватизировать не имеющие стратегической важности средние и крупные предприятия. Туркменистан имеет хороший потенциал для развития, обладая богатыми природными ресурсами. Большая доля газового сектора в ВНП страны указывает, что даже самый небольшой рост производства газа приведет к росту ВНП.
Страна обладает значительным экономическим потенциалом, имеет образованное население и квалифицированную рабочую силу. Узбекистан имеет богатые природные ресурсы, такие как золото, природный газ, нефть, каменный уголь, серебро и медь. Страна является девятым по величине производителем золота в мире (ежегодная выработка – 60 тонн) и находится в десятке крупнейших поставщиков природного газа (ежегодное производство – более 50 млрд. м3).
Несмотря на свой потенциал, Узбекистан в настоящее время остается недостаточно развитой страной. ВНП на душу населения составлял 1010 долларов США в 1996 г., что ставит страну среди государств с уровнем ниже среднего. Более 20% ВНП Узбекистана приходится на сельское хозяйство, в котором занято около 40% рабочей силы. Основные товары, такие как хлопковолокно, продукция каменноугольной промышленности и энергетики, составляет около 75% товарного экспорта; на хлопок приходится 40% экспорта
После приобретения независимости в 1991 г. Узбекистан столкнулся с целым рядом экономических проблем. Некоторые из них - развал межреспубликанских механизмов торговли и платежей, крайне монополизированные рыночные структуры, скрытая инфляция и снижающийся уровень производства – были общими для всех бывших советских республик. Другие, включая потерю значительных финансовых вливаний из союзного бюджета и негативные потрясения в торговле, были специфичны для Узбекистана.
При такой ситуации власти Узбекистана решили использовать осторожный и постепенный подход в осуществлении рыночных реформ. В 1992-1993 гг. проводилась относительно ослабленная финансовая политика, при субсидировании и потребления, и производства. В то же время были проведены некоторые реформы, включая частичную либерализацию цен и рынка иностранной валюты, введение новых налогов, временная отмена пошлин на импорт, приватизация мелких магазинов и жилья, а также принятие законодательства о банках, собственности и иностранных инвестициях.
Осторожный подход к реформам, стремление к самообеспеченности в энергетике, совершенствованию горнодобывающей отрасли и сельского хозяйства, включая диверсификацию торговли (особенно экспорта хлопка) позволили Узбекистану избежать резкого падения производства, произошедшего в других бывших республиках Советского Союза в первые годы после приобретения независимости. Реальный ВНП Узбекистана снизился менее чем на 14% в 1991-1993 гг., в то время как в других бывших советских республиках средний показатель составлял 40%.
Трудная макроэкономическая ситуация и выход из рублевой зоны в конце 1993 г. заставили власти изменить направление политики в начале 1994 г. Центральный банк Узбекистана значительно ужесточил денежную политику до и после введения национальной валюты – сума – в июле 1994 г. Со своей стороны правительство ужесточило финансовую политику, снизив субсидирование товаров потребления и отменив бюджетное финансирование предприятий. В январе 1995 г. началась государственная программа стабилизации, направленная на получение финансовой поддержки МВФ по STF, отдельное соглашение по использованию кредита было подписано в декабре 1995 г.
В результате ужесточения финансовой политики и ускорения структурных реформ в 1995 и 1996 гг. экономическая ситуация в Узбекистане значительно улучшилась . Однако экономические реформы в Узбекистане постигли серьезные неудачи в 1996 г., когда возникли проблемы с валютными резервами из-за более низких, чем ожидалось, урожаев пшеницы и хлопка и падения мировых цен на хлопковолокно и золото, два основных экспортных товара страны. Власти ослабили и денежную, и финансово-бюджетную политику, усилили торговые и валютные ограничения. В 1996 г. реальный ВТП вырос на 1,6%, однако бюджетный дефицит увеличился до 6,9% ВНП, месячная инфляция увеличилась до 20% к концу года, а МВФ приостановил соглашение с Узбекистаном о праве использования кредита.
В 1997 г. и первой половине 1998 г. тенденции в экономике были смешанными. Стремясь снизить растущую инфляцию и увеличивающийся дефицит валютных средств, в начале 1997 г. власти начали ужесточение финансовой политики. В результате этого снова началось улучшение макроэкономической ситуации. Согласно официальной статистике, реальный ВНП вырос на 5,2% в 1997 г. и 4,0% в первой половине 1998 г. По оценкам МВФ, рост ВНП в 1997 г. мог быть только 2,4%, причем средняя месячная инфляция составляла около 3,5%.
Что касается структурной политики, власти сохраняли строгие ограничения по торговле и обмену валюты в 1997 г. и начале 1998 г., при ограниченном проведении других рыночных реформ, включая создание фонда инвестирования приватизации, реструктуризацию предприятий и реформы финансового сектора. Контроль за внешней торговлей помог снизить торговый баланс до 72 млн. долларов США в 1997 г. В первом квартале 1998 г. торговый баланс опять стал положительным с остатком 46 млн. долларов США. Объем прямых иностранных инвестиций все еще низок; в 1997 г. он составлял только 57 млн. долларов США или менее 3 долларов на человека, - самый низкий показатель из всех бывших республик СССР. Правительство рассмотрело данную проблему, и в мае 1998 г. было принято новое законодательство, предусматривающее более благоприятные условия для инвесторов. В то же время микроэкономическая ситуация оставалась неблагополучной, при усилении неравного распределения доходов, ухудшении финансового положения многих предприятий и коммерческих банков и продолжении роста задолженностей предприятий.
Узбекистан в настоящее время испытывает ряд серьезных экологических проблем. Наиболее серьезная из них – это проблема Аральского моря, расположенного в северо-западной части страны. Неудовлетворительное управление водными ресурсами в течение длительного периода времени привело к частичному высыханию моря и его заражению сельскохозяйственными химикатами. В настоящее время данная проблема наносит серьезный экономический ущерб народному хозяйству страны, а также приводит к ухудшению состояния здоровья населения, проживающего в Приаралье.
До недавнего времени сфере образования и науки придавалось огромное значение, и при обсуждении бюджета данным вопросам отдавался приоритет. Уровень грамотности населения остается одним из самых высоких в мире. То же относится к количеству людей, занятых в сфере науки и культуры.
В настоящее время образование остается очень важным для родителей и приоритетно для большинства населения. В текущий момент образовательная система испытывает большое количество организационных и финансовых проблем, однако в ближайшем будущем можно будет добиться большей эффективности образовательной системы.
TВ регионе все еще много квалифицированных ученых, сохранена инфраструктура (лаборатории), но на самом деле ситуация очень тревожная. Наблюдается большая утечка мозгов в другие сферы экономической деятельности. Нет молодых ученых. Научные организации могут выжить только имея контракты за рубежом. Институты повышения квалификации прекратили существование, тренинг молодых инженеров и технических специалистов практически отсутствует.
В настоящее время не осуществляется практически никаких долгосрочных экологических исследований, за исключением исследований в рамках проекта дельты Амударьи ЮНЕСКО.
Сотрудничество с учеными из бывших советских республик прекратилось; ученых, владеющих английским языком, очень мало, поэтому сотрудничество с учеными всего мира только начинается и в настоящее время ограничено рядом проектов международной поддержки. Электронная почта имеется почти везде, однако доступ к Интернету имеют очень немногие.
Вина за происходящее лежит не только на правительствах. Академии наук не смогли осуществить последовательные планы реорганизации, учитывая изменившуюся экономическую и политическую ситуацию. В то время как практически везде университеты и ученые работают вместе и представляют собой движущую силу прогресса, здесь они представляются больше как консерваторы.
Полное восстановление культуры и науки является абсолютной необходимостью для развития региона, и, несмотря на болезненность и дороговизну, этого сравнительно легко достичь, так как основная научная культура и уважение к интеллектуальным достижениям существуют и будут существовать еще долгое время.
В основном все организационные структуры созданы при Советском Союзе. Большая часть ответственных лиц также получили образование и обучение в советское время. Преимуществом этого является то, что данные структуры являются согласованными и последовательными. Однако существуют и недостатки, включая отношение людей, работающих в системе, в которой инициатива, пытливый ум, доверие и открытость считались вредными для карьеры. Многие специалисты отмечают, что потенциал и желание людей работать вместе для улучшения ситуации в стране имеет такое же значение, как и структура правительства.
Система межгосударственных региональных организаций и структур обсуждается в главе “Современная ситуация”. По региональному водохозяйственному управлению в исследовании Глобального экологического фонда определено восемь основных вопросов или тем:
Лучшее описание национальных водохозяйственных структур в регионе было сделано FAO, оно и представлено ниже.
(Информация представлена в FAO AQUASTAT, январь 1998 г.)
Государственный комитет по водным ресурсам Республики Казахстан (Госкомводресурсов) несет ответственность за эксплуатацию и обслуживание существующей внутрихозяйственной системы подачи ирригационной воды и сельского питьевого водоснабжения через региональные и местные комитеты водных ресурсов. Он несет ответственность за межсекторальное и межобластное водораспределение, а также разработку национальных стратегий по качеству воды и защите водных ресурсов. Комитет осуществляет управление международными речными системами и вододелением, контролирует восемь национальных Бассейновых водохозяйственных организаций следующих речных бассейнов: Амударья, Балхаш-Алакол, Иртыш, Ишим, Нука-Сарису, Тобол-Тургай, Урал-Каспий и Чу-Талас.
Министерство сельского хозяйства ответственно за сельскохозяйственные исследования и распространение знаний, а также внутрихозяйственное развитие и восстановление земель. Министерство также занимается мониторингом дренажа, заболачивания и засоления земель по крупным ирригационным проектам в пяти южных областях.
Министерство коммунального хозяйства занимается коммунальным водоснабжением и канализационными услугами, в то время как основная система водоснабжения на областном и межобластном уровнях входит в сферу деятельности Госкомводресурсов.
Министерство геологии и охраны подземных ресурсов, Министерство экологии и биологических ресурсов и Гидрометеорологическая служба также участвуют в работе водохозяйственного сектора.
Водный кодекс, принятый 31 марта 1993 г., определяет структуру регулирования коммунального, промышленного и сельскохозяйственного водопользования, обеспечивая соблюдение экологических требований на воду. Он также открывает дорогу для введения принципов рыночной экономики в орошаемом сельском хозяйстве, так как допускает создание ассоциаций водопользователей на межхозяйственном уровне и приватизацию областных водохозяйственных организаций. Ирригационная инфраструктура (хозяйственная сеть, межхозяйственная вторичная сеть и оборудование/ машины) также может быть приватизирована.
(Информация представлена в FAO AQUASTAT, январь 1998 г.)
Министерство сельского хозяйства и водных ресурсов, ранее существовавшее в виде двух отдельных министерств, несет ответственность за исследования, планирование, развитие и распределение водных ресурсов, а также осуществляет строительство, эксплуатацию и обслуживание ирригационных и дренажных сетей на межхозяйственном уровне страны. Лимиты водозабора регулярно снижаются, чтобы способствовать экономии и удовлетворять требования новых пользователей. По бассейну Сырдарьи одной из задач является также подача воды в Арал.
В прошлом целью создания и функционирования ирригационных систем было водоснабжение крупных совхозов и колхозов, поэтому обеспечение водоподачи к каждому хозяйству для Министерства водных ресурсов не представляло серьезных проблем. Однако после проведения программы приватизации количество мелких хозяйств увеличилось, и появилась необходимость создания служб технической поддержки фермеров, которые в организационной структуре находились бы между Министерством сельского хозяйства и водных ресурсов и хозяйствами.
Статья 18 нового закона о воде (от 14 января 1994 г.) включает специальные положения по созданию АВП, которые получают воду от Министерства сельского хозяйства и водных ресурсов и распределяют ее между своими членами. Они имеют юридический статус, являются независимыми от правительства, имеют право собирать налоги со своих членов, брать займы и предпринимать необходимые действия по эксплуатации и усовершенствованию своих секторов ирригационной системы, эксплуатация которых ранее осуществлялась колхозами и совхозами как внутрихозяйственных систем.
На международном уровне Кыргызская Республика является членом БВО “Сырдарья”, МКВК и МФСА.
(Информация представлена в FAO AQUASTAT, январь 1998 г.)
Министерство водного хозяйства занимается вопросами исследования, планирования, развития и распределения водных ресурсов. Оно также осуществляет строительство, эксплуатацию и обслуживание ирригационных и дренажных сетей на межхозяйственном уровне. Водораспределение основано на строгом ограничении водозабора. Лимиты вододеления регулярно снижаются с целью водосбережения и удовлетворения требований новых водопользователей. Организационная иерархия водного хозяйства состоит из следующих уровней: страна, область, район, хозяйство (или ассоциация водопользователей). Первые три уровня подотчетны Министерству водных ресурсов и несут ответственность за распределение и подачу воды во внутрихозяйственные каналы, помощь водопользователям во внедрении новых технологий, а также контроль водопользования и качества воды. Специальные мелиорационные службы на областном уровне также входят в Министерство водных ресурсов. Они занимаются мониторингом орошаемых земель (уровень грунтовых вод, дренажный сброс, минерализация земель) и разрабатывают меры по поддержанию и улучшению состояния почв, включая промывку, ремонт и очистку коллекторно-дренажной сети, а также восстановление земель.
Министерство сельского хозяйства занимается сельскохозяйственными исследованиями и распространением знаний, развитием сельского хозяйства и мелиорации земель на хозяйственном уровне, а также эксплуатацией и обслуживанием ирригационной сети на хозяйственном уровне.
Государственное предприятие “Таджикжилкомхоз” несет ответственность за коммунальное водоснабжение и очистку канализационных отходов. Министерство окружающей среды занимается охраной водных ресурсов.
Водный закон и права на воду определены специальным “Водным кодексом Таджикистана”, принятым 12 декабря 1993 г.
Таджикистан является членом МФСА и МКВК. В Таджикистане функционируют Кохандское управление БВО “Сырдарья” и Кургантюбинское управление БВО “Амударья”.
(Информация представлена в FAO AQUASTAT, январь 1998 г.)
Министерство водного хозяйства занимается вопросами исследования, планирования, развития и распределения водных ресурсов. Оно также осуществляет строительство, эксплуатацию и обслуживание ирригационных и дренажных сетей на межхозяйственном уровне. Лимиты водопользования регулярно снижаются с целью водосбережения и удовлетворения требований новых водопользователей, а также увеличения поступления воды в Арал. Организационная иерархия водного хозяйства включает следующие уровни: страна, вилоят, район, хозяйство (или ассоциация водопользователей). Первые три уровня подотчетны Министерству водных ресурсов и несут ответственность за распределение и подачу воды во внутрихозяйственные каналы, помощь водопользователям во внедрении современных технологий, а также контроль водопользования и качества воды. Специальные мелиорационные службы на всех уровнях также входят в Министерство водного хозяйства. Они занимаются мониторингом уровня грунтовых вод, дренажного сброса, минерализации земель, разрабатывают меры по поддержанию и улучшению состояния почв, включая промывку, ремонт и очистку коллекторно-дренажной сети, а также восстановление земель.
“Водный кодекс Туркменистана” был принят 27 декабря 1972 г. Данный кодекс в настоящее время перерабатывается, новое водное законодательство будет принято в ближайшем будущем.
Министерство сельского хозяйства занимается сельскохозяйственными исследованиями и распространением знаний, развитием сельского хозяйства и мелиорации земель на хозяйственном уровне, а также эксплуатацией и обслуживанием ирригационной сети на хозяйственном уровне.
Министерство коммунального хозяйства занимается вопросами коммунального водоснабжения и очистки канализационных отходов. Туркменистан является членом МФСА, МКВК и БВО “Амударья”.
(Информация представлена в FAO AQUASTAT, январь 1998 г.)
Департамент водных ресурсов Министерства сельского и водного хозяйства, созданный в 1996 г. после слияния Министерства сельского хозяйства и Министерства водного хозяйства, занимается вопросами исследования, планирования, развития и распределения водных ресурсов. Он также осуществляет строительство, эксплуатацию и обслуживание ирригационных и дренажных сетей на межхозяйственном уровне. Лимиты водопользования регулярно снижаются с целью водосбережения, удовлетворения требований новых водопользователей и увеличения поступления воды в Арал. Ежегодный водозабор снизился с 17500 м3 в 1980 г. до 11600 м3 в 1995 г. при увеличении эффективности орошения. Общий годовой водозабор для орошения снизился с 58,8 км3 в 1990 г. до 53,4 км3 в 1994 г.
Водохозяйственные организации на национальном, областном и районном уровне подотчетны Департаменту водного хозяйства. Данные организации несут ответственность за распределение и подачу воды во внутрихозяйственные каналы, помощь водопользователям во внедрении современных технологий, а также контроль водопользования и качества воды. Специальные мелиорационные службы в рамках Департамента водного хозяйства занимаются мониторингом основных показателей состояния орошаемых земель (уровень грунтовых вод, дренажный сброс, минерализация земель) на национальном, областном и районном уровнях. Они также разрабатывают меры по обслуживанию ирригационной и дренажной сети, а также мелиорации почв, включая промывку, ремонт и очистку коллекторно-дренажной сети, а также восстановление инфраструктуры.
Закон о воде был утвержден в мае 1993 г. В нем было введено понятие прав на воду. В рамках общей задачи водосбережения Статья 30 подчеркивает необходимость введения платного водопользования, оставляя все же возможность субсидирования водохозяйственного сектора.
Министерство сельского и водного хозяйства также занимается сельскохозяйственными исследованиями и распространением знаний, развитием сельского хозяйства и мелиорации земель на хозяйственном уровне, а также эксплуатацией и обслуживанием ирригационной сети на хозяйственном уровне.
Министерство коммунального хозяйства занимается вопросами коммунального водоснабжения и очистки канализационных отходов.
Центрально-азиатский научно-исследовательский институт ирригации (САНИИРИ) проводит исследования в области развития водных ресурсов. Ранее САНИИРИ был самостоятельным институтом в рамках Министерства сельского и водного хозяйства, который работал во всей Центральной Азии. В институте также осуществляется производство ирригационного оборудования.
Госкомприроды (Государственный комитет природы) занимается вопросами мониторинга качества воды и контролем промышленного и коммунального загрязнения воды.
Узбекистан является членом МФСА, МКВК, БВО “Амударья” и “Сырдарья”.
В течение последних 100-200 лет климатическая ситуация в регионе была довольно стабильной. Ученые в регионе еще не пришли к единому мнению относительно наличия четких признаков, указывающих на изменения климата за последние 100 лет.
Как и во многих других регионах мира, в течение последнего столетия наблюдается таяние ледников, а не их рост. В результате, объем речного стока растет быстрее чем, если бы состояние ледников оставалось стабильным. Поэтому, даже если не произойдет никаких климатических изменений, в долгосрочной перспективе речной сток будет меньше, чем сейчас, особенно летом.
Нельзя с уверенностью прогнозировать, какими будут последствия глобального изменения климата для гидрологии региона. В общем можно сказать, что в случае глобального потепления климатические зоны несколько сместятся к северу. Однако количество осадков в первую очередь определяется наличием гор, поэтому глобальное потепление, в случае его возникновения, не обязательно сильно повлияет на сток Амударьи и Сырдарьи.
В случае, если глобальное потепление будет иметь большой эффект, навряд ли он будет ощутим в ближайшие 25 лет, опять же благодаря существованию ледников. Следовательно, допускается, что изменение климата будет иметь такой малый эффект, какой сопоставим со степенью неточности данных.
|
|||||||||||
Предыдущая глава |
Следующая глава |