VI. Возможности и ограничения

А. Население

В. Экономика

Казахстан

Кыргызстан

Таджикистан

Туркменистан

Узбекистан

C. Образование и наука

D. Организационные структуры

1. Казахстан

2. Кыргызстан

3. Таджикистан

4. Туркменистан

5. Узбекистан

Е. Климатические и гидрологические колебания

А. Население


Показатели роста населения за последние годы могут не быть репрезентативны для ситуации в будущем. Например, по Казахстану в 1997 г. из-за эмиграции прирост населения был отрицательным - 0,6%. Рост населения в Туркменистане во много раз выше, чем в Таджикистане, что показывает большие различия по региону. Относительно данных по современной численности населения пока не достигнуто абсолютное согласие.

Несомненно, что изменения в показателях прироста населения произойдут, рост замедлится, однако трудно сказать, насколько и когда произойдет крупное изменение тренда. В принципе, у городского населения желание иметь большие семьи по–прежнему будет небольшим, тогда как крестьяне все еще будут предпочитать иметь 4-6 и более детей. В любом случае, в ближайшие 25 лет рост населения продолжится из-за возрастной структуры современного населения. Ниже представлены прогнозируемые показатели в будущем.


Центральная Азия

  Казахстан Кыргызстан Таджикистан Туркменистан Узбекистан Всего

Современный прирост % -0.24 0.05 1.18 1.61 1.35
Прирост в 2025 г. 1.3 1.3 1.3 1.3 1.3

Население в 1999 г., млн.
1999 15.0 5.0 6.0 5.0 24.0 55.0
2000 15.0 5.0 6.1 5.1 24.3 55.5
2001 15.0 5.0 6.1 5.2 24.7 55.9
2012 15.3 5.2 7.0 6.1 28.5 62.2
2013 15.4 5.3 7.1 6.2 28.9 62.8
2022 16.5 5.7 8.0 7.0 32.5 69.7
2023 16.7 5.8 8.1 7.1 32.9 70.6
2024 16.9 5.8 8.2 7.2 33.4 71.5
2025 17.1 5.9 8.3 7.3 33.8 72.4

Только для бассейна Аральского моря, без территории Казахстана, не относящейся к бассейну:


Бассейн Аральского моря

Казахстан Кыргызстан Таджикистан Туркменистан Узбекистан Всего

Современный прирост % -0.24 0.05 1.18 1.61 1.35  
Прирост в 2025 г. 1.3 1.3 1.3 1.3 1.3  

Население в 1999 г., млн. 1.5 5.0 6.0 5.0 24.0 41.5
2000 1.5 5.0 6.1 5.1 24.3 42.0
2001 1.5 5.0 6.1 5.2 24.7 42.5
2012 1.5 5.2 7.0 6.1 28.5 48.4
2013 1.5 5.3 7.1 6.2 28.9 49.0
2023 1.7 5.8 8.1 7.1 32.9 55.5
2024 1.7 5.8 8.2 7.2 33.4 56.3
2025 1.7 5.9 8.3 7.3 33.8 57.0

В. Экономика


В рамках данного документа не предпринималось попыток прогнозировать будущую экономическую ситуацию в регионе. В прошлом все прогнозы на 25 лет вперед оказывались неправильными – по численным показателям, направлению или времени, а чаще и по всем трем показателям

Возможно, что наилучшие возможности предсказания экономического развития имеются у экспертов Всемирного банка. Поэтому ниже представлена информация из опубликованных в Интернете отчетов Всемирного банка, по состоянию на февраль 1999 г.

Казахстан

В 1997 г. доход на душу населения составлял 1340 долларов США, хотя существуют сомнения относительно данного показателя из-за проблематичного доступа к информации, больших колебаний ВНП, курса обмена валюты и инфляции.

Страна имеет большие запасы нефти, газа и минеральных ресурсов, включая золото, железную руду, каменный уголь, медь, хром, вольфрам и цинк. Имеются обширные площади пахотных земель, причем доля сельского хозяйства в ВНП составляет 15%, промышленности – 30%. Промышленный сектор развивается в направлении эксплуатации богатых природных ресурсов Казахстана. Экономика страны тесно связана с экономикой других бывших советских республик, особенно России. После обретения независимости в 1991 г. торговля была быстро переориентирована на рынки вне бывшего Союза.

В 1993 г. в Казахстане была начата программа комплексной реструктуризации, направленная на переход к рыночной экономике. Финансирование данной программы осуществлялось за счет ряда двухсторонних и многосторонних доноров, включая Всемирный банк и Международный валютный фонд (ВМФ). Инфляция снизилась с 1.1605 в 1994 г. до 29% в 1996 г. и 11% в 1997 г. благодаря макроэкономической политике, проводимой с 1994 г.

После резкого падения в течение нескольких лет, в 1996 г. производство стабилизировалось и снова начало расти. Хотя в 1995 г. была достигнута стабилизация промышленного производства, наихудший за последние 30 лет урожай зерна и прекращение общественных инвестиций привели к падению ВНП в 1995 г. на 9% при еще более резком его спаде в течение двух предыдущих лет.

В 1996 г. рост ВНП составил 0,5%, в 1997 г. – 2,0%. Согласно последним данным занятость населения с сентября 1994 г. по сентябрь 1995 г. снизилась на 13% (более 500 тысяч человек). Однако, из-за массовой эмиграции населения количество зарегистрированных безработных увеличилось не так резко - на 4% от работоспособного населения в 1997 г. Если в определение безработицы включить вынужденные и частичные отпуска, данный показатель составит около 12%.

С 1994 г. финансовая ситуация стала напряженной. Поступления средств упали с 29% от ВНП в 1993 г. до 16,5% в 1997 г. Несмотря на это, властям удалось снизить общий дефицит бюджета с 7,2% ВНП в 1994 г. до 2,5% ВНП в 1996 г. и 3,4% ВНП в 1997 г. Кроме того, были приняты меры по ужесточению денежной политики с вводом национальной валюты (тенге) в ноябре 1993 г.

В ответ на ухудшающиеся экономические условия правительство начало ускорять реформы. Согласно антикризисной программе, принятой в июле 1994 г., в действие был введен новый комплекс структурных реформ. Стабилизация экономики, а также фундаментальные структурные реформы торгового режима улучшили внешнеэкономическое положение Казахстана. В 1994 г. текущий дефицит составлял 750 млн. долларов США, что равнялось 4,2% ВНП. Однако в 1995 г. экспорт значительно возрос, что привело к сокращению дефицита бюджета до 520 млн. долларов США (2,9% ВНП). В 1996 г. дефицит снова возрос до 750 млн. долларов США (3,6% ВНП), превысив 900 млн. долларов США в 1997 г. Валютные резервы возросли до 2,25 млрд. долларов США в декабре 1997 г.

В настоящее время правительство вступает во вторую стадию реализации программы реформ. К концу 1997 г. были проданы контрольные пакеты акций практически всех действующих мелких и средних предприятий; для массовой приватизации были предложены пакеты акций большинства предприятий; все колхозы и совхозы (за исключением 2 тысяч) были приватизированы. Были заключены контракты по управлению большинства крупнейших промышленных производств, многие нефтяные, газовые и минеральные ресурсы были предоставлены иностранным инвесторам. Правительство начало крупную Программу реформирования пенсионного фонда, которая радикально изменит пенсионную систему при усилении безопасности и укреплении рынка финансов и ценных бумаг страны.

Казахстан имеет многообещающие средне и долгосрочные экономические перспективы благодаря наличию крупных запасов углеводородных и минеральных ресурсов, небольшому внешнему долгу и хорошо обученным кадрам. Ожидается, что новое законодательство об иностранных инвестициях, налогообложении, правах на нефтяные и подземные ресурсы улучшит условия для иностранных инвесторов в последующие несколько лет. К началу следующего столетия ожидается, что Казахстан сможет финансировать свой баланс платежей через иностранные инвестиции, частный капитал и регулярное финансирование проектов, устраняя, тем самым, необходимость дополнительной поддержки из официальных источников. В краткосрочной перспективе, однако, стране необходимо будет продолжить программу реформ и придется столкнуться с рядом внешних проблем, если она собирается увеличить темпы роста до приемлемого уровня.

Кыргызстан

Кыргызская Республика - небольшая горная страна, не имеющая выхода к морю, площадь - 200 тысяч км2, население - 4,6 млн. человек. После развала СССР Кыргызстан осуществлял масштабное преобразование экономики.

Стабилизация и рост. Перед политиками стояла трудная задача – приспособится к новым условиям при прекращении бюджетного финансирования из Москвы, разрушении торговой системы бывшего Советского Союза и в связи со значительным ухудшением для Кыргызской Республики условий для внешней торговли, что было вызвано прежде всего сильным ростом импортных цен на нефть и природный газ. К 1997 г. ВНП снизился до 440 долларов США на душу населения при сильном падении уровня жизни.

В начале этого процесса правительство провело либерализацию цен на большинство товаров, ввело национальную валюту, ввело либеральный режим торговли и устранило большинство потоков капитала. Значительное ужесточение финансовой политики шло параллельно успешному реформированию финансового сектора, структуры и инструментов денежной политики. В 1994 г. ставки вкладов и процентов были либерализированы, направленные кредиты были прекращены, а внутреннее финансирование бюджетного дефицита резко сократилось. Правительство также создало рынок обмена иностранной валюты, плавающий валютный курс и совершенно свободный режим обмена при отсутствии ограничений сделок по текущим счетам и счетам движения капитала. В результате масштабной либерализации торговли была установлена общая пошлина в размере 10%. Беспошлинные барьеры и налоги на экспорт по всем видам товаров были отменены.

Семнадцатого июля 1998 г. Кыргызская Республика успешно завершила переговоры с ВТО (Всемирной торговой организацией), чтобы стать 133 (первой из стран СНГ) страной, вступившей в Всемирную торговую организацию (ВТО). Кроме того, правительство успешно завершило первую трехлетнюю программу с Международным валютным фондом (МВФ), в июне 1998 г. была утверждена новая программа на 1998-2001 гг.

Предпринятые экономические меры начинают приносить положительные результаты. Уровень инфляции снизился до 15% в 1997 г. (с более 1000% четырьмя годами ранее). После совокупного падения на 51% в 1991-1995 гг., ВНП возрастал на 7% ежегодно в 1996 и 1997 гг. После согласованных усилий по привлечению частного капитала и ноу-хау в горнодобывающую отрасль, в январе 1997 г. было начата разработка Кумторской золотой жилы, восьмой по величине в мире, достигнув в мае 1997 г. коммерческого уровня, что добавило 4% к ВНП. Рост сельского хозяйства, самой крупной отрасли народного хозяйства, составил 10-13% в 1996 и 1997 гг. Несмотря на то, что рост совпал с хорошими погодными условиями, распределение земель и либерализация рыночных цен несомненно способствовали увеличению продуктивности индивидуальных участков. Развитие промышленного производства (исключая золотообрабатывающую промышленность) шло медленными темпами, и только благодаря возобновлению работы двадцати крупных фирм, производство на которых ранее было остановлено в рамках программы восстановления предприятий.

Структурные реформы. Правительство осуществило обширную программу структурных и организационных реформ, способствующих росту частного сектора. Несмотря на то, что некоторые реформы требовали углубления, был достигнут значительный прогресс.

Сельское хозяйство.

Сельское хозяйство является основной отраслью экономики Кыргызстана, на которую приходится 45% ВНП и половина общей занятости населения в 1997 г. Производство большинства культур значительно снизилось в 1990-1995 гг., однако в течение последних двух лет начало восстанавливаться. Однако скотоводство и производство шерсти, две традиционных отрасли сельского хозяйства, пришли в упадок и все еще находятся в кризисном положении. Агропромышленный сектор продолжает испытывать серьезный кризис при снижении годового производства большинства товаров на 90% с 1990 по 1996 гг.

Государственное вмешательство в рынок сельскохозяйственных товаров в основном прекратилось. Режим внешней торговли и цены были либерализованы. Более 65% предприятий агробизнеса были приватизированы и демонополизированы. Вопреки предпринятым усилиям рынки ресурсов производства и продукции все еще неконкурентоспособны. Недостаток рыночной информации о ценах и рынках (как по ресурсам, так и по продукции производства), а также ограниченный внутренний или внешний спрос на сельскохозяйственные товары способствовал возникновению данной ситуации. Вспомогательные сельскохозяйственные службы только начинают возникать и должны заменить собой ранее существовавшую систему технических специалистов колхозов и совхозов.

Агропромбанк был ликвидирован, для предоставления кредитов предприятиям сельского хозяйства и агробизнеса была создана Кыргызская сельскохозяйственная финансовая корпорация. Кроме того, в сельских областях были основаны 23 кредитных союза. Бюджетное финансирование сектора было значительно снижено и полностью прекратится к концу 1999 г. Предпринимаются шаги по созданию коммерческой кредитной системы для сельского хозяйства. Также разрабатывается стратегия по улучшению ирригационной системы и сельскохозяйственной инфраструктуры.

Энергетика.

Энергетика. Кыргызская Республика имеет большие и дешевые гидроэнергетические ресурсы, небольшое или снижающееся производство нефти и газа, а также разрушающуюся горнодобывающую отрасль. Электричество экспортируется по ценам, близким к затратам на производство, в то время как природный газ импортируется по ценам, близким к стоимости альтернативных энергоносителей. За последние два года была разработана энергетическая политика, направленная на снижение роли государства, усиление частного сектора и развитие экспорта энергии.

Реформы финансового сектора.

Реформы финансового сектора. Стабильный и эффективный финансовый сектор является непременным условием макроэкономической стабильности и стимулирования более экономного хозяйствования и роста. В 1996-1997 гг. Правительство осуществило комплексную Программу реформирования финансового сектора, в рамках которой были ликвидированы два крупнейших неплатежеспособных государственных банка, без использования общественных средств проведена реструктуризация и рекапитализация двух государственных банков. Было создано временное Агентство по принятию решений о долгах, рассматривающее вопросы взыскания долгов, их списания или реструктуризации недействующих капиталов в виде ценных бумаг, принадлежащих этим банкам, были приняты новые или усилены законы и положения по управлению деятельностью банковской системы. Хотя прогресс и наметился, развитие финансового посредничества остается низким, а ставки процентов на недвижимость– высокими.

Перспективы. Несмотря на значительный прогресс, среднесрочные перспективы Кыргызстана характеризуются неопределенными перспективами роста из-за существующих экономических проблем, включая недостаток общественных финансовых средств, низкий уровень частных инвестиций, изношенную сеть общественной инфраструктуры, а также низкую продуктивность сельского хозяйства. Кроме того, страна не имеет выхода к морю и во многом зависит от экономических колебаний хозяйственных комплексов соседних стран.

Ужесточение финансовой политики, необходимое для стабилизации ситуации в прошлом, потери производства и экономическая реструктуризация способствовали увеличению бедности населения. В начале программы реформ примерно 35% населения жили за чертой бедности. Последние данные показывают, что ситуация ухудшилась, в 1996 г. 50% всего населения признавалось бедным, причем 16% населения не потребляли минимальный уровень калорий.

Таджикистан

Несмотря на сложные топографические условия, страна обеспечена водными ресурсами, дефицит которых характерен для всей Центральной Азии, что позволяет орошать 80% пахотных земель и способствует специализации Таджикистана на производстве хлопка (около половины всего сельскохозяйственного производства). Кроме хлопка другой продукцией сельского хозяйства является шелк, овощи, зерновые и домашний скот. Также существует значительный гидроэнергетический потенциал, который способствовал развитию другой специализации Таджикистана – производства алюминия, составляющего основную часть промышленного производства страны. Наличие гидроэнергии повлияло на тип и структуру промышленного сектора, ориентированного на алюминиевые, химические и другие энергоемкие производства. Из-за дефицита запчастей и сырья многие предприятия работают только несколько месяцев в году, а основное экспортное производство республики – алюминиевый завод – работает в половину своей мощности.

Однако данные отрасли экономики развивались как анклавы, почти не связанные с другими отраслями, и сильно зависели от внешних рынков ресурсов и продукции производства, а также покупателей. В настоящее время сельскохозяйственный сектор обеспечивает около 50% рабочих мест и 28% ВНП, в то время как промышленное производство составляет 20% ВНП, треть которого вырабатывается алюминиевым плавильным заводом. Другим крупным компонентом промышленного сектора является текстильное производство, которое составляет около трети промышленного производства. Разработка минеральных ресурсов Таджикистана – золота, серебра и урана – началась недавно. .

Обретение независимости в 1991 г., разрушение торговых связей и системы платежей между бывшими советскими республиками способствовали значительному падению производства. При таком быстром экономическом спаде, наблюдавшегося до недавнего времени, сейчас ВНП составляет только 40% от уровня 6-летней давности. В результате увеличилась бедность населения во многих частях страны, особенно в наиболее отдаленных и пострадавших от войны областях, в которых более 85% населения считается бедным. Гражданская война, наводнения и оползни привели к значительным человеческим и физическим жертвам, унесли 50 000 жизней, вынудили к миграции 850 000 человек, сильно разрушили экономическую активность и нанесли ущерб инфраструктуре страны.

Чтобы остановить спад экономики, в 1995 г. правительство осуществило несколько реформ, включая сокращение бюджета и либерализацию цен, при поддержке соглашения о праве использования кредита МВФ и кредита восстановления Международной ассоциации развития (МАР) в 1996 г. Однако в течение последующих двух лет политика Таджикистана была смешанной, главным образом в результате возобновления конфликта и слабого организационного потенциала. Большая часть программы реформ, финансируемой по вышеуказанному кредиту, была приостановлена или даже обращена назад в результате возобновления конфликта, поэтому в середине 1997 г. выполнение программы реформ было сорвано. Гражданский конфликт отвлек ресурсы на оборону и обеспечение безопасности, что нанесло ущерб другим важным требованиям одновременно с падением поступлений в бюджет. В июне 1997 г. финансовый дефицит достиг 10% ВНП, задолженность платежей из фондов социального обеспечения составляла восемь месяцев, инфляция превышала 60% и продолжала усиливаться, валюта быстро обесценивалась.

Признавая, что для исправления ситуации в стране требовались действия по укреплению политической и макроэкономической стабильности, а также структурные реформы, Правительство и Объединенная таджикская оппозиция (ОТО) подписали Мирный договор в июле 1997 г. Была создана Комиссия по национальному примирению (КНП), которая стала центральным органом национального примирения.

Правительство, при согласовании с МВФ и Всемирным банком, быстро двигалось в направлении стабилизации и структурных реформ, достигнув за последний год значительного прогресса в укреплении макроэкономической стабильности. За последние несколько месяцев удалось многого добиться. Среднемесячная инфляция за первые четыре месяца 1998 г. была снижена до 1,3%, по сравнению с 20% в месяц в июле 1997 г. Результаты финансово-бюджетной политики также впечатляют - финансовый дефицит (на наличной основе) за последний квартал 1997 г. составил только 20% от ВНП. За первый квартал 1998 г. дефицит составил 1,6% от ВНП. Благодаря восстановлению макроэкономической стабильности и наличию внешнего финансирования производства хлопка, ВНП возрос на 1,7% в 1997 г., что стало первым реальным ростом с момента обретения независимости в 1991 г. Восстановление экономики продолжилось, причем реальный ВНП за первый квартал 1998 г. составил 1,3% по сравнению с соответствующим периодом в 1997 г.

Несмотря на нынешний экономический кризис, Таджикистан имеет значительный потенциал для развития. Население страны хорошо образовано, земли плодородны и могут обеспечить производство продукции конкурентоспособной на внешнем рынке. В стране есть существующая, но простаивающая промышленная база и основные средства, которые могут быть использованы более эффективно и продуктивно. Данная промышленная база может служить основой экономического роста, особенно в сельскохозяйственном секторе. Однако развитие этого потенциала зависит от скорости и интенсивности, с которой по всей стране будут восстановлены мир и безопасность.

Туркменистан

Основой экономики Туркменистана является энергетика. Имея, по некоторым подсчетам, 2,7 триллионов м3 разведанных и возможных запасов газа и дополнительных ресурсов, оценивающихся в размере 14 триллионов м3, Туркменистан является вторым по величине производителем газа в бывшем Советском Союзе после Российской Федерации и четвертым по величине производителем в мире. Кроме того. страна обладает 1,1 млрд. тонн нефти и является четвертым по величине производителем нефти в регионе.

Туркменистан обладает значительным потенциалом для развития отраслей промышленности, основанных на минеральных ресурсах. Однако сельское хозяйство все еще преобладает, обеспечивая 10% ВНП и 44% занятости населения. Туркменистан находится в числе 10 крупнейших производителей хлопка в мире. Другие производимые культуры - зерновые, овощи и фрукты. Природный газ, нефтепродукты и хлопок составляют 84% экспорта. Основной импорт в 1997 г. приходился на оборудование и металлургическую продукцию (43%), продукты питания (19%), промышленные химикаты (11%) и непромышленные потребительские товары (11%).

Туркменистан меньше пострадал от развала бывшего Советского Союза, чем другие республики, условия торговли страны значительно улучшились в 1992 и 1993 гг. , так как на мировых рынках начался рост цен на газ. Однако неспособность некоторых бывших советских республик платить за импорт газа из Туркменистана привели к задолженностям по внешним долгам и снижению производства газа. В 1994 г. объемы экспорта значительно снизились из-за перебоев подачи газа на Украину и Грузию, при одновременном ухудшении ситуации с платежами, в результате чего в мае 1997 г. экспорт газа полностью прекратился. В Туркменистане было рассмотрено несколько вариантов строительства альтернативных газовых трубопроводов, и в декабре 1997 г. начался экспорт 2 млрд. м3 газа через новый трубопровод (максимальная мощность, достижимая через 3 года – 8 млрд. м3) в Иран. Однако экспортный доход от данного трубопровода первоначально оставался небольшим, так как 35% экспортных поступлений шли на возмещение Ирану расходов на строительство трубопровода. Производство хлопка снизилось на 9% к 1994 г., однако в остальной части сельскохозяйственного сектора стабильное производство сохранялось. Производство пшеницы также возросло, отражая усилия по сельскохозяйственной диверсификации. Производство хлопка несколько упало в 1995 г., а в 1996 г. сильно упало производство хлопка (50%) и зерна (65%), и снова возросло на 45% в 1997 г. Реальный ВНП упал на 30% в 1993-1995 гг. и 3% в 1996 г. В 1997 г. ВНП упал еще на 26%, отражая последствия сильного падения экспорта газа (73%) и производства хлопковолокна (52%), при одновременном росте внутреннего сектора на 34% за счет увеличения производства хлопка и пшеницы, а также строительного бума.

Положение дел с поступлениями в бюджет со временем значительно ухудшилось, так как дефицит бюджета устранялся за счет снижения расходов, косвенных налогов и субсидий. Кредитная политика носила инфляционный характер, при крупных программах управляемого целевого кредитования и бюджетных ограничениях предприятий. Инфляция составляла 1800% в 1994 г., 1000% в 1995 г., 450% в 1996 г. и 20% в 1997 г. С 1993 по 1995 гг. повышение заработной платы сильно отставало от инфляции, реальные минимальные месячные зарплаты снизились, по оценкам, на 80%. В 1996-1997 гг. ряд увеличений заработной платы повысил среднюю реальную зарплату на 84%, что составляло только две трети от уровня 1994 г. Доход на душу населения (970 долларов США в 1995 г., 870 долларов США в 1996 г. и 630 долларов США в 1997 г.) в настоящее время значительно ниже среднего уровня бывшего Советского Союза.

Социальные показатели также низки. По оценкам, 48% населения находятся за чертой бедности. Однако данная цифра преувеличенно отражает снижение уровня жизни, так как стоимость жилья и коммунальные услуги (электричество, вода, газ, санитария, отопление, горячая вода) предоставляются бесплатно, а цены на основные потребительские товары (хлеб, мука, детское питание) субсидируются. В результате уменьшения налоговых поступлений от экспорта газа, чтобы достичь баланса средств, правительство снизило расходную часть бюджета за счет сокращения некоторых расходов (за исключением фонда заработной платы, пенсий, стипендий и лекарств),. Дефицит бюджета составлял 1,5% ВНП в 1994-1996 гг., в 1997 г. был зафиксирован остаток бюджета 0,1%.Однако в целом финансовую ситуацию в Туркменистане трудно определить из-за большого количества сверхбюджетных средств.

Чувствительность экономики Туркменистана к внешним потрясениям усугубилась в 1997 г. в результате одновременного зависания поставок газа, снижения экспорта хлопковолокна, сокращения импорта и упадка в сфере услуг при одновременных выплатах иностранным компаниям за строительные услуги. Так, на валютном счете, на котором в 1996 г. был небольшой остаток, в 1997 г. появился дефицит в размере 600 млн. долларов США (32% ВНП), первый дефицит со времени приобретения независимости. Большие капиталовложения, выплаты по реструктурированному газовому долгу 1993-1995 гг. и покрытие задолженностей Туркменистану по экспорту газа в 1996-1997 гг. более чем покрыли дефицит, в результате чего появился остаток в размере 150 млн. долларов США. В конце 1997 г. политика Туркменистана состояла в сохранении относительно приемлемого уровня валютных резервов, оцениваемых в 1,3 млрд. долларов США (эквивалент 15 месяцев импорта). В 1997 г. Туркменистан добился нормализации отношений с иностранными кредиторами, уничтожения долговых задолженностей и укрепления торговых связей с членами Организации экономического сотрудничества. Завершение строительства новых кабельных и транспортных путей (иранская железнодорожная линия и газопровод; ирано-туркменский сектор китайско-германского волоконно-оптического кабеля) также способствовало усилению роли Туркменистана в качестве транзитной страны.

Ход экономических реформ в Туркменистане отстает от других бывших советских республик. В ноябре 1993 г. Туркменистан ввел свою собственную валюту – манат – и установил систему двойного курса обмена, при которой официальный курс используется для всех сделок по экспорту газа, а коммерческий – значительно выше официального. В период 1995-1998 гг. правительство предприняло некоторые шаги в направлении рыночной экономики. Был отменен контроль цен на большинство товаров потребления, приватизированы многие малые предприятия, предприятия торговли и сферы услуг и инициирована программа аренды для передачи сельскохозяйственных земель частным фермерам. Также было предпринято несколько попыток унификации курса обмена, последняя из которых была в апреле 1998 г. Однако очень немногое было достигнуто для стабилизации макроэкономической ситуации или осуществления структурных реформах. Недавно правительство утвердило десятилетний план производства и инвестиций, который предусматривает крупные инвестиции в инфраструктуру и энергетику при финансировании иностранными прямыми инвестициями и за счет налоговых поступлений в бюджет.

Ближайшей задачей правительства является начало программы макроэкономической стабилизации, укрепление бюджета, передача центральному банку права самостоятельно проводить сдержанную монетарную политику и объединение отдельных целевых программ во внутренне согласованную и последовательную программу реформ. Также необходимо будет начать комплексные структурные реформы, полностью отпустить цены и приватизировать не имеющие стратегической важности средние и крупные предприятия. Туркменистан имеет хороший потенциал для развития, обладая богатыми природными ресурсами. Большая доля газового сектора в ВНП страны указывает, что даже самый небольшой рост производства газа приведет к росту ВНП.

Узбекистан

Страна обладает значительным экономическим потенциалом, имеет образованное население и квалифицированную рабочую силу. Узбекистан имеет богатые природные ресурсы, такие как золото, природный газ, нефть, каменный уголь, серебро и медь. Страна является девятым по величине производителем золота в мире (ежегодная выработка – 60 тонн) и находится в десятке крупнейших поставщиков природного газа (ежегодное производство – более 50 млрд. м3).

Несмотря на свой потенциал, Узбекистан в настоящее время остается недостаточно развитой страной. ВНП на душу населения составлял 1010 долларов США в 1996 г., что ставит страну среди государств с уровнем ниже среднего. Более 20% ВНП Узбекистана приходится на сельское хозяйство, в котором занято около 40% рабочей силы. Основные товары, такие как хлопковолокно, продукция каменноугольной промышленности и энергетики, составляет около 75% товарного экспорта; на хлопок приходится 40% экспорта

После приобретения независимости в 1991 г. Узбекистан столкнулся с целым рядом экономических проблем. Некоторые из них - развал межреспубликанских механизмов торговли и платежей, крайне монополизированные рыночные структуры, скрытая инфляция и снижающийся уровень производства – были общими для всех бывших советских республик. Другие, включая потерю значительных финансовых вливаний из союзного бюджета и негативные потрясения в торговле, были специфичны для Узбекистана.

При такой ситуации власти Узбекистана решили использовать осторожный и постепенный подход в осуществлении рыночных реформ. В 1992-1993 гг. проводилась относительно ослабленная финансовая политика, при субсидировании и потребления, и производства. В то же время были проведены некоторые реформы, включая частичную либерализацию цен и рынка иностранной валюты, введение новых налогов, временная отмена пошлин на импорт, приватизация мелких магазинов и жилья, а также принятие законодательства о банках, собственности и иностранных инвестициях.

Осторожный подход к реформам, стремление к самообеспеченности в энергетике, совершенствованию горнодобывающей отрасли и сельского хозяйства, включая диверсификацию торговли (особенно экспорта хлопка) позволили Узбекистану избежать резкого падения производства, произошедшего в других бывших республиках Советского Союза в первые годы после приобретения независимости. Реальный ВНП Узбекистана снизился менее чем на 14% в 1991-1993 гг., в то время как в других бывших советских республиках средний показатель составлял 40%.

Трудная макроэкономическая ситуация и выход из рублевой зоны в конце 1993 г. заставили власти изменить направление политики в начале 1994 г. Центральный банк Узбекистана значительно ужесточил денежную политику до и после введения национальной валюты – сума – в июле 1994 г. Со своей стороны правительство ужесточило финансовую политику, снизив субсидирование товаров потребления и отменив бюджетное финансирование предприятий. В январе 1995 г. началась государственная программа стабилизации, направленная на получение финансовой поддержки МВФ по STF, отдельное соглашение по использованию кредита было подписано в декабре 1995 г.

В результате ужесточения финансовой политики и ускорения структурных реформ в 1995 и 1996 гг. экономическая ситуация в Узбекистане значительно улучшилась . Однако экономические реформы в Узбекистане постигли серьезные неудачи в 1996 г., когда возникли проблемы с валютными резервами из-за более низких, чем ожидалось, урожаев пшеницы и хлопка и падения мировых цен на хлопковолокно и золото, два основных экспортных товара страны. Власти ослабили и денежную, и финансово-бюджетную политику, усилили торговые и валютные ограничения. В 1996 г. реальный ВТП вырос на 1,6%, однако бюджетный дефицит увеличился до 6,9% ВНП, месячная инфляция увеличилась до 20% к концу года, а МВФ приостановил соглашение с Узбекистаном о праве использования кредита.

В 1997 г. и первой половине 1998 г. тенденции в экономике были смешанными. Стремясь снизить растущую инфляцию и увеличивающийся дефицит валютных средств, в начале 1997 г. власти начали ужесточение финансовой политики. В результате этого снова началось улучшение макроэкономической ситуации. Согласно официальной статистике, реальный ВНП вырос на 5,2% в 1997 г. и 4,0% в первой половине 1998 г. По оценкам МВФ, рост ВНП в 1997 г. мог быть только 2,4%, причем средняя месячная инфляция составляла около 3,5%.

Что касается структурной политики, власти сохраняли строгие ограничения по торговле и обмену валюты в 1997 г. и начале 1998 г., при ограниченном проведении других рыночных реформ, включая создание фонда инвестирования приватизации, реструктуризацию предприятий и реформы финансового сектора. Контроль за внешней торговлей помог снизить торговый баланс до 72 млн. долларов США в 1997 г. В первом квартале 1998 г. торговый баланс опять стал положительным с остатком 46 млн. долларов США. Объем прямых иностранных инвестиций все еще низок; в 1997 г. он составлял только 57 млн. долларов США или менее 3 долларов на человека, - самый низкий показатель из всех бывших республик СССР. Правительство рассмотрело данную проблему, и в мае 1998 г. было принято новое законодательство, предусматривающее более благоприятные условия для инвесторов. В то же время микроэкономическая ситуация оставалась неблагополучной, при усилении неравного распределения доходов, ухудшении финансового положения многих предприятий и коммерческих банков и продолжении роста задолженностей предприятий.

Узбекистан в настоящее время испытывает ряд серьезных экологических проблем. Наиболее серьезная из них – это проблема Аральского моря, расположенного в северо-западной части страны. Неудовлетворительное управление водными ресурсами в течение длительного периода времени привело к частичному высыханию моря и его заражению сельскохозяйственными химикатами. В настоящее время данная проблема наносит серьезный экономический ущерб народному хозяйству страны, а также приводит к ухудшению состояния здоровья населения, проживающего в Приаралье.

C. Образование и наука


До недавнего времени сфере образования и науки придавалось огромное значение, и при обсуждении бюджета данным вопросам отдавался приоритет. Уровень грамотности населения остается одним из самых высоких в мире. То же относится к количеству людей, занятых в сфере науки и культуры.

В настоящее время образование остается очень важным для родителей и приоритетно для большинства населения. В текущий момент образовательная система испытывает большое количество организационных и финансовых проблем, однако в ближайшем будущем можно будет добиться большей эффективности образовательной системы.

TВ регионе все еще много квалифицированных ученых, сохранена инфраструктура (лаборатории), но на самом деле ситуация очень тревожная. Наблюдается большая утечка мозгов в другие сферы экономической деятельности. Нет молодых ученых. Научные организации могут выжить только имея контракты за рубежом. Институты повышения квалификации прекратили существование, тренинг молодых инженеров и технических специалистов практически отсутствует.

В настоящее время не осуществляется практически никаких долгосрочных экологических исследований, за исключением исследований в рамках проекта дельты Амударьи ЮНЕСКО.

Сотрудничество с учеными из бывших советских республик прекратилось; ученых, владеющих английским языком, очень мало, поэтому сотрудничество с учеными всего мира только начинается и в настоящее время ограничено рядом проектов международной поддержки. Электронная почта имеется почти везде, однако доступ к Интернету имеют очень немногие.

Вина за происходящее лежит не только на правительствах. Академии наук не смогли осуществить последовательные планы реорганизации, учитывая изменившуюся экономическую и политическую ситуацию. В то время как практически везде университеты и ученые работают вместе и представляют собой движущую силу прогресса, здесь они представляются больше как консерваторы.

Полное восстановление культуры и науки является абсолютной необходимостью для развития региона, и, несмотря на болезненность и дороговизну, этого сравнительно легко достичь, так как основная научная культура и уважение к интеллектуальным достижениям существуют и будут существовать еще долгое время.

D. Организационные структуры


В основном все организационные структуры созданы при Советском Союзе. Большая часть ответственных лиц также получили образование и обучение в советское время. Преимуществом этого является то, что данные структуры являются согласованными и последовательными. Однако существуют и недостатки, включая отношение людей, работающих в системе, в которой инициатива, пытливый ум, доверие и открытость считались вредными для карьеры. Многие специалисты отмечают, что потенциал и желание людей работать вместе для улучшения ситуации в стране имеет такое же значение, как и структура правительства.

Система межгосударственных региональных организаций и структур обсуждается в главе “Современная ситуация”. По региональному водохозяйственному управлению в исследовании Глобального экологического фонда определено восемь основных вопросов или тем:

Так как имеется более определенная информация о юридических и организационных структурах по отдельным странам региона, национальное описание сделать легче, чем региональное. Существует много схожих черт, однако постепенно происходит диверсификация применяемых подходов.

Лучшее описание национальных водохозяйственных структур в регионе было сделано FAO, оно и представлено ниже.

1. Казахстан

(Информация представлена в FAO AQUASTAT, январь 1998 г.)

Государственный комитет по водным ресурсам Республики Казахстан (Госкомводресурсов) несет ответственность за эксплуатацию и обслуживание существующей внутрихозяйственной системы подачи ирригационной воды и сельского питьевого водоснабжения через региональные и местные комитеты водных ресурсов. Он несет ответственность за межсекторальное и межобластное водораспределение, а также разработку национальных стратегий по качеству воды и защите водных ресурсов. Комитет осуществляет управление международными речными системами и вододелением, контролирует восемь национальных Бассейновых водохозяйственных организаций следующих речных бассейнов: Амударья, Балхаш-Алакол, Иртыш, Ишим, Нука-Сарису, Тобол-Тургай, Урал-Каспий и Чу-Талас.

Министерство сельского хозяйства ответственно за сельскохозяйственные исследования и распространение знаний, а также внутрихозяйственное развитие и восстановление земель. Министерство также занимается мониторингом дренажа, заболачивания и засоления земель по крупным ирригационным проектам в пяти южных областях.

Министерство коммунального хозяйства занимается коммунальным водоснабжением и канализационными услугами, в то время как основная система водоснабжения на областном и межобластном уровнях входит в сферу деятельности Госкомводресурсов.

Министерство геологии и охраны подземных ресурсов, Министерство экологии и биологических ресурсов и Гидрометеорологическая служба также участвуют в работе водохозяйственного сектора.

Водный кодекс, принятый 31 марта 1993 г., определяет структуру регулирования коммунального, промышленного и сельскохозяйственного водопользования, обеспечивая соблюдение экологических требований на воду. Он также открывает дорогу для введения принципов рыночной экономики в орошаемом сельском хозяйстве, так как допускает создание ассоциаций водопользователей на межхозяйственном уровне и приватизацию областных водохозяйственных организаций. Ирригационная инфраструктура (хозяйственная сеть, межхозяйственная вторичная сеть и оборудование/ машины) также может быть приватизирована.

2. Кыргызстан

(Информация представлена в FAO AQUASTAT, январь 1998 г.)

Министерство сельского хозяйства и водных ресурсов, ранее существовавшее в виде двух отдельных министерств, несет ответственность за исследования, планирование, развитие и распределение водных ресурсов, а также осуществляет строительство, эксплуатацию и обслуживание ирригационных и дренажных сетей на межхозяйственном уровне страны. Лимиты водозабора регулярно снижаются, чтобы способствовать экономии и удовлетворять требования новых пользователей. По бассейну Сырдарьи одной из задач является также подача воды в Арал.

В прошлом целью создания и функционирования ирригационных систем было водоснабжение крупных совхозов и колхозов, поэтому обеспечение водоподачи к каждому хозяйству для Министерства водных ресурсов не представляло серьезных проблем. Однако после проведения программы приватизации количество мелких хозяйств увеличилось, и появилась необходимость создания служб технической поддержки фермеров, которые в организационной структуре находились бы между Министерством сельского хозяйства и водных ресурсов и хозяйствами.

Статья 18 нового закона о воде (от 14 января 1994 г.) включает специальные положения по созданию АВП, которые получают воду от Министерства сельского хозяйства и водных ресурсов и распределяют ее между своими членами. Они имеют юридический статус, являются независимыми от правительства, имеют право собирать налоги со своих членов, брать займы и предпринимать необходимые действия по эксплуатации и усовершенствованию своих секторов ирригационной системы, эксплуатация которых ранее осуществлялась колхозами и совхозами как внутрихозяйственных систем.

На международном уровне Кыргызская Республика является членом БВО “Сырдарья”, МКВК и МФСА.

3. Таджикистан

(Информация представлена в FAO AQUASTAT, январь 1998 г.)

Министерство водного хозяйства занимается вопросами исследования, планирования, развития и распределения водных ресурсов. Оно также осуществляет строительство, эксплуатацию и обслуживание ирригационных и дренажных сетей на межхозяйственном уровне. Водораспределение основано на строгом ограничении водозабора. Лимиты вододеления регулярно снижаются с целью водосбережения и удовлетворения требований новых водопользователей. Организационная иерархия водного хозяйства состоит из следующих уровней: страна, область, район, хозяйство (или ассоциация водопользователей). Первые три уровня подотчетны Министерству водных ресурсов и несут ответственность за распределение и подачу воды во внутрихозяйственные каналы, помощь водопользователям во внедрении новых технологий, а также контроль водопользования и качества воды. Специальные мелиорационные службы на областном уровне также входят в Министерство водных ресурсов. Они занимаются мониторингом орошаемых земель (уровень грунтовых вод, дренажный сброс, минерализация земель) и разрабатывают меры по поддержанию и улучшению состояния почв, включая промывку, ремонт и очистку коллекторно-дренажной сети, а также восстановление земель.

Министерство сельского хозяйства занимается сельскохозяйственными исследованиями и распространением знаний, развитием сельского хозяйства и мелиорации земель на хозяйственном уровне, а также эксплуатацией и обслуживанием ирригационной сети на хозяйственном уровне.

Государственное предприятие “Таджикжилкомхоз” несет ответственность за коммунальное водоснабжение и очистку канализационных отходов. Министерство окружающей среды занимается охраной водных ресурсов.

Водный закон и права на воду определены специальным “Водным кодексом Таджикистана”, принятым 12 декабря 1993 г.

Таджикистан является членом МФСА и МКВК. В Таджикистане функционируют Кохандское управление БВО “Сырдарья” и Кургантюбинское управление БВО “Амударья”.

4. Туркменистан

(Информация представлена в FAO AQUASTAT, январь 1998 г.)

Министерство водного хозяйства занимается вопросами исследования, планирования, развития и распределения водных ресурсов. Оно также осуществляет строительство, эксплуатацию и обслуживание ирригационных и дренажных сетей на межхозяйственном уровне. Лимиты водопользования регулярно снижаются с целью водосбережения и удовлетворения требований новых водопользователей, а также увеличения поступления воды в Арал. Организационная иерархия водного хозяйства включает следующие уровни: страна, вилоят, район, хозяйство (или ассоциация водопользователей). Первые три уровня подотчетны Министерству водных ресурсов и несут ответственность за распределение и подачу воды во внутрихозяйственные каналы, помощь водопользователям во внедрении современных технологий, а также контроль водопользования и качества воды. Специальные мелиорационные службы на всех уровнях также входят в Министерство водного хозяйства. Они занимаются мониторингом уровня грунтовых вод, дренажного сброса, минерализации земель, разрабатывают меры по поддержанию и улучшению состояния почв, включая промывку, ремонт и очистку коллекторно-дренажной сети, а также восстановление земель.

“Водный кодекс Туркменистана” был принят 27 декабря 1972 г. Данный кодекс в настоящее время перерабатывается, новое водное законодательство будет принято в ближайшем будущем.

Министерство сельского хозяйства занимается сельскохозяйственными исследованиями и распространением знаний, развитием сельского хозяйства и мелиорации земель на хозяйственном уровне, а также эксплуатацией и обслуживанием ирригационной сети на хозяйственном уровне.

Министерство коммунального хозяйства занимается вопросами коммунального водоснабжения и очистки канализационных отходов. Туркменистан является членом МФСА, МКВК и БВО “Амударья”.

5. Узбекистан

(Информация представлена в FAO AQUASTAT, январь 1998 г.)

Департамент водных ресурсов Министерства сельского и водного хозяйства, созданный в 1996 г. после слияния Министерства сельского хозяйства и Министерства водного хозяйства, занимается вопросами исследования, планирования, развития и распределения водных ресурсов. Он также осуществляет строительство, эксплуатацию и обслуживание ирригационных и дренажных сетей на межхозяйственном уровне. Лимиты водопользования регулярно снижаются с целью водосбережения, удовлетворения требований новых водопользователей и увеличения поступления воды в Арал. Ежегодный водозабор снизился с 17500 м3 в 1980 г. до 11600 м3 в 1995 г. при увеличении эффективности орошения. Общий годовой водозабор для орошения снизился с 58,8 км3 в 1990 г. до 53,4 км3 в 1994 г.

Водохозяйственные организации на национальном, областном и районном уровне подотчетны Департаменту водного хозяйства. Данные организации несут ответственность за распределение и подачу воды во внутрихозяйственные каналы, помощь водопользователям во внедрении современных технологий, а также контроль водопользования и качества воды. Специальные мелиорационные службы в рамках Департамента водного хозяйства занимаются мониторингом основных показателей состояния орошаемых земель (уровень грунтовых вод, дренажный сброс, минерализация земель) на национальном, областном и районном уровнях. Они также разрабатывают меры по обслуживанию ирригационной и дренажной сети, а также мелиорации почв, включая промывку, ремонт и очистку коллекторно-дренажной сети, а также восстановление инфраструктуры.

Закон о воде был утвержден в мае 1993 г. В нем было введено понятие прав на воду. В рамках общей задачи водосбережения Статья 30 подчеркивает необходимость введения платного водопользования, оставляя все же возможность субсидирования водохозяйственного сектора.

Министерство сельского и водного хозяйства также занимается сельскохозяйственными исследованиями и распространением знаний, развитием сельского хозяйства и мелиорации земель на хозяйственном уровне, а также эксплуатацией и обслуживанием ирригационной сети на хозяйственном уровне.

Министерство коммунального хозяйства занимается вопросами коммунального водоснабжения и очистки канализационных отходов.

Центрально-азиатский научно-исследовательский институт ирригации (САНИИРИ) проводит исследования в области развития водных ресурсов. Ранее САНИИРИ был самостоятельным институтом в рамках Министерства сельского и водного хозяйства, который работал во всей Центральной Азии. В институте также осуществляется производство ирригационного оборудования.

Госкомприроды (Государственный комитет природы) занимается вопросами мониторинга качества воды и контролем промышленного и коммунального загрязнения воды.

Узбекистан является членом МФСА, МКВК, БВО “Амударья” и “Сырдарья”.

Е. Климатические и гидрологические колебания


В течение последних 100-200 лет климатическая ситуация в регионе была довольно стабильной. Ученые в регионе еще не пришли к единому мнению относительно наличия четких признаков, указывающих на изменения климата за последние 100 лет.

Как и во многих других регионах мира, в течение последнего столетия наблюдается таяние ледников, а не их рост. В результате, объем речного стока растет быстрее чем, если бы состояние ледников оставалось стабильным. Поэтому, даже если не произойдет никаких климатических изменений, в долгосрочной перспективе речной сток будет меньше, чем сейчас, особенно летом.

Нельзя с уверенностью прогнозировать, какими будут последствия глобального изменения климата для гидрологии региона. В общем можно сказать, что в случае глобального потепления климатические зоны несколько сместятся к северу. Однако количество осадков в первую очередь определяется наличием гор, поэтому глобальное потепление, в случае его возникновения, не обязательно сильно повлияет на сток Амударьи и Сырдарьи.

В случае, если глобальное потепление будет иметь большой эффект, навряд ли он будет ощутим в ближайшие 25 лет, опять же благодаря существованию ледников. Следовательно, допускается, что изменение климата будет иметь такой малый эффект, какой сопоставим со степенью неточности данных.

Предыдущая глава
[Главная] [Содержание] [Ссылки] [SABAS]
Следующая глава

Предыдущая глава

Следующая глава