V. Описание современной ситуации и проблем

А. Высыхание Аральского моря

Водный баланс Аральского моря

В. Состояние здоровья населения

1. Современные показатели состояния водоснабжения

С. Питание и продовольственное обеспечение

1. Потребление продуктов питания

2. Производство продовольствия

3. Статистика и информация по земельным и водным ресурсам

D. Зимнее отопление

Современная гидроэнергетическая ситуация

Е. Экологическая ситуация в бассейне

1. Деградация жизненного пространства

2. Засоление

3. Засоление

4. Водно-болотные угодья

5. Вода и культурное наследие

F. Стихийные бедствия, связанные с водными ресурсами

G. Экономическая ситуация

1. Водные ресурсы для промышленности и горнодобывающей отрасли

2. Вода для технических культур

Н. Сотрудничество между государствами Центральной Азии в области водного хозяйства

1. Региональная деятельность

а) Вододеление

b) Управление качеством водных ресурсов

с) Управление водохранилищами

d) База знаний

e) Аральское море и его водно-болотные угодья

2. Структуры и соглашения по региональному сотрудничеству

а) Временные меры

b) Межгосударственное соглашение 18 февраля 1992 г.

с) Соглашение от 23 марта 1993 г.

d) Программа бассейна Аральского моря (ПБАМ)

е) Долгосрочное соглашение по водным и энергетическим ресурсам 17 марта 1998 г. (по Сырдарье)

f) Ашгабатская декларация, апрель 1999 г.

I. Имеющиеся водные ресурсы и использование воды в различных отраслях экономики. Общие данные

С 1990 г. регион переживает трудный переходный период. Происходят не только политические и экономические, но также и социальные, философские и этические изменения, так как вместе с прежним политическим устройством разрушилась и старая система ценностей, которая не была еще заменена на новую.

Трудно описать современную ситуацию - не только из-за отсутствия данных после 1990 г. и неопределенности относительно надежности данных, но также из-за отношения к информации в регионе. Считается, что информация считается не только описывает ситуацию, но также и является политическим инструментом. Последняя функция, будучи наиболее полезной, часто получает приоритет в регионе, другими словами, государственные службы и организации привыкли давать слишком оптимистичную или слишком пессимистичную информацию, в зависимости от текущей необходимости.

Данные по водным ресурсам особенно ненадежны. Практически во всех случаях лучше всего допустить, что они являются проектными и часто не имеют никакого отношения к реальной ситуации. Кроме того, существуют проблемы перевода, из-за чего иногда непонятно, говорят ли об использовании воды, потреблении воды или требованиях на воду.

В регионе существует понимание, что информация полезна, и поэтому ученые и научные организации в регионе склонны относиться к данным как к ценному ресурсу, который может быть предоставлен только в частичной и неконтролируемой форме и за плату. Большой вред наносит практика многих международных консультационных организаций, которые покупают информацию у местных ученых и инженеров, а затем публикуют без указания источника данных. Это увеличивает неопределенность и ненадежность данных.

Условно можно выделить четыре типа информации: официальная информация, например, предоставляемая правительством организациям ООН; информация, публикуемая организациями ООН по результатам своих собственных исследований; информация, получаемая отдельными учеными и научными организациями в регионе и за его пределами; и информация, публикуемая иностранными официальными источниками. Часто данные из разных источников значительно различаются, поэтому необходимо принять, что правду нельзя определить с уверенностью. Лучшее, что можно сделать - привести несколько расчетов из различных источников.

Поэтому представленная в данном документе информация не претендует на необходимую точность отражения реальной ситуации по рассматриваемому вопросу, это скорее изложение имеющихся данных. Учитывая ненадежность данных, в настоящее время кажется оправданным предпочитать иногда использовать обоснованные догадки на основе детального моделирования.

А. Высыхание Аральского моря


Каждый, конечно, видел фотографии ржавых рыбацких лодок, брошенных в песках там, где раньше плескались волны Аральского моря, отступившего на многие мили. Высыхание Аральского моря, которое когда-то было четвертым по величине озером на Земле, известно всему миру как социальное и экологическое бедствие.

Уровень воды в озере, являющемся замкнутым водоемом, расположенным в аридной части Центральной Азии, зависит от испарения и поступления воды из Амударьи и Сырдарьи. Испарение не зависит от человеческого фактора и в течение последнего полувека достаточно стабильно.

Поступление речной воды зависит от двух факторов: климата и человеческой деятельности. Небольшие изменения климата могут привести к серьезным изменениям речного стока. Начиная с плиоценового периода (более чем 2 миллиона лет назад) Аральское понижение постоянно наполнялось и высыхало. Во время ледниковых периодов Аральское море сокращалось в размере, так как вода была привязана к ледникам. Во время периодов глобального потепления (межледниковые периоды) ледники таяли, и объем воды в Аральском море увеличивался. Оно часто было на грани исчезновения из-за своей чувствительности к изменениям окружающей среды.

Человеческая деятельность в прошлом и настоящем повлияла на поступление речного стока в озеро и, следовательно, на размер Аральского моря. Существует несколько исторических свидетельств этого:

Таким образом, с точки зрения исторической перспективы можно заключить, что ситуация никогда не была стабильной достаточно долго, и что среда обитания народов региона часто менялась.

Однако в течение последних 200 лет уровень воды в озере был стабилен, пока в 60-е года 20 века в Узбекистане, Туркменистане и Казахстане не началось масштабное развитие орошаемого земледелия для хлопководства:

1. Водный баланс Аральского моря

В климатических условиях бассейна Аральского моря потребуется 60 км3 в год для поддержания площади поверхности Аральского моря на уровне 60 тысяч км2, что составляет уровень 1960 г.

Для восполнения высохшего моря до уровня 1960 г. необходима тысяча кубических километров воды. Это примерно равно полному объему стока Амударьи и Сырдарьи за 10 лет без водозабора для орошения.

Примерный средний водный баланс Аральского моря для различных уровней экономического развития выглядит следующим образом (цифры даны в куб. км в год):


  Объем имеющихся водных ресурсов в бассейне Естественные потери воды Использование воды Приток в Аральское море

1930 115 36 25 54
1960 115 13 48 54
1990 115 7 103 5

Сократившийся приток воды в Аральское море вызван не только увеличением требований на воду для орошения, излишек воды поступал понижения в пустыне, дренажная вода с орошаемых полей не возвращалась в реки и, кроме того, были заполнены крупные водохранилища.

1912 - 1960 Приток в Арал Вода, оставшаяся для Арала Дефицит
реки
грунтовые воды
осадки
потери в дельтах
испарение с поверхности моря
63
4
10
8
69
 
ВСЕГО 77 77 0


1960 - 1990 Приток в Арал Вода, оставшаяся для Арала Дефицит
реки
грунтовые воды
осадки
потери в дельтах
испарение с моря
5
5
5
4
34
 
ВСЕГО 15 38 23

С 1960 по 1990 гг. площадь орошаемых земель в Центральной Азии увеличилось с 4,5 млн. до 7 млн. га. Население в регионе возросло с 14 млн. до 50 млн. Требования на воду в народном хозяйстве возросли с 60 по 120 км3 в год, из которых 90% необходимы для орошения.

Водозабор осуществлялся, главным образом, из двух рек, питающих Аральское море - Амударьи и Сырдарьи, причем в таком масштабе, что к середине 80-х годов в Аральское море поступала лишь небольшая часть их стока. Чрезмерное использование воды для орошения привело к постепенному высыханию Аральского моря и опустыниванию его дельт. Вода моря из солоноватой (10 г/л) превратилась в сильно засоленную (40 г/л), сделавшись непригодной для обитания многих видов флоры и фауны, часто эндемичных.

За последние 20 лет уровень озера снизился на 17 м, что привело к катастрофическим социально-экономическим последствиям для населения Приаралья (численность которого оценивается в 3 млн. человек).

Основными последствиями высыхания Аральского моря являются:

В результате этих негативных последствий резко ухудшилась ситуация с занятостью населения в Приаралье, что привело к миграции и ухудшению здоровья населения.

Проблема Арала создана человеком, однако когда-то Аральское море имело такой же размер, поэтому текущая ситуация схожа с естественной.

Главы государств пяти стран бассейна – Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана – приняли Программу бассейна Аральского моря (ПБАМ), направленную на решение этих насущных проблем. Международное сообщество доноров согласилось финансировать ПБАМ в 1994 г.


ПБАМ имеет 4 основные задачи:

(a) улучшение экологической обстановки в бассейне Аральского моря;
(b) восстановление зоны бедствия в бассейне Аральского моря;
(c) улучшение управления трансграничными водными ресурсами в бассейне Аральского моря;
(d) усиление организационного потенциала региональных организаций для планирования и реализации программы.




После анализа, проведенного Всемирным банком в 1996 г., были сделаны некоторые изменения и подготовлена вторая стадия программы. В рамках GEF (Глобального экологического фонда) в 1998 г. был утвержден и начат проект “Управление водными ресурсами и окружающей средой в бассейне Аральского моря”.

Каковы бы ни были положительные и отрицательные стороны прошлого, Правительства Узбекистана, Туркменистана и Казахстана не склонны возвращаться к ситуации до 1960 г. Спасение Аральского моря, которое первоначально было признано Правительствами конечной целью, теперь таковой не является, ее выполнение означало бы значительное сокращение орошения, что неприемлемо с социальной и политической точки зрения.

В. Состояние здоровья населения


Детская смертность условно измеряется в количестве смертей в первый год жизни на 1000 родившихся. Согласно данному показателю детская смертность в мире равна примерно 80 на 1000; это означает, что 8% родившихся детей умирают в первый год жизни. Данный показатель скрывает огромные различия. В некоторых странах Азии и Африки детская смертность превышает 150, достигая иногда 200 смертей на 1000 детей. В то же время, в таких странах, как Япония и Швеция, детская смертность составляет меньше 10 на 1000, то есть ниже 1%.

Всемирный банк в своей информационной базе стран дает следующие данные о продолжительности жизни и детской смертности:


Данные 1996/1997 Детская смертность на 1000 родившихся Продолжи-тельность жизни, годы ВНП на человека, в долл. США Рост населения с 1991 по 1997 гг.

Казахстан 24 65 1340 -0.6
Кыргызстан 24 67 440 0.6
Таджикистан 30 69 330 1.6
Туркменистан* 40 66 630 3.6
Узбекистан 26 69 1010 2.0

Правительство США в Книге фактов ЦРУ, опубликованной в Интернет в декабре 1998 г., приводит следующие данные:



Данные 1997 г. Детская смертность до 5 лет на 1000 родившихся Продолжи-тельность жизни, годы Удельная рождаемость на женщину Рост населения на 1000 человек

Казахстан 57.7 65 2.14 17.4
Кыргызстан 73.6 67 2.73 22.3
Туркменистан 109.5 69 3.58 28.0
Таджикистан 72.2 66 3.31 26.6
Узбекистан 70.5 64 2.92 24.0

The 1998 В Отчете о человеческом развитии 1998 г. приводятся следующие цифры:


Данные 1996 г Младенчес-кая смертность на 1000 родившихся Смертность детей до 5 лет на 1000 родившихся Население ниже черты бедности, % Материн-ская смертность на 1000 000 чел., 1990 Количество врачей на 100 000 человек

Казахстан 38 45 50 80 360
Кыргызстан 39 50 76 110 310
Туркменистан 56 76 ? 130 210
Таджикистан 57 78 48 55 353
Узбекистан 46 60 29 55 335

Нужно отметить, что Отчет о человеческом развитии на 1999 г. дает по населению ниже черты бедности следующие показатели: 65, 88, нет, 61 и 63%. .

Показатели по другим странам:


Франция 5 6 12 15 280
Венгрия 11 12 2 30 337
Нидерланды 5 6 14 12 240
Тунис 28 35 14 170 67
Азербайджан 34 45 ? 22 390

Уровень бедности для Восточной Европы и стран СНГ составляет 4 долл. США в день, для стран Западной Европы – 14 долл. США в день, для Туниса взят национальный уровень бедности

Всемирная организация здравоохранения в отчете “Переход к более здоровой окружающей среде: качество воды” описывает ситуацию следующим образом:

Доступ к безопасной питьевой воде в новых независимых государствах ограничен плохим качеством источников питьевой воды, недостатком химикатов для очистки воды, а также недостаточным финансированием эксплуатации и ремонта систем водоснабжения. В новых независимых государствах существенно различаются показатели смертности, относящейся к инфекционным заболеваниям, особенно кишечным, которые дают хорошее представление о качестве питьевой воды, наличии санитарных служб и общей санитарно-гигиеничеcкой обстановке. Например, в Центральной Азии количество детей, умирающих от инфекционных заболеваний (более 250 на 100 000 в 1994) более чем пять раз выше, чем в новых западных независимых государствах, а также странах Восточной и Центральной Европы (менее 20). Кишечные заболевания являются одной из наиболее распространенных причин младенческой смертности в Центральной Азии.

Далее в разделе доклада “Причины” сказано следующее: ":

Проблемы с питьевой водой вызваны двумя основными причинами: разрушением систем водоснабжения и высоким уровнем загрязнения поверхностных и грунтовых вод. Если новых независимых государствах не будет осуществляться финансирование эксплуатации и ремонта систем водоснабжения, они могут разрушиться в течение 10 лет. В настоящее время водопроводные системы часто ломаются, давление воды недостаточно (особенно в многоэтажных домах), канализационная вода попадают в питьевую воду. Из-за недостатка средств и отсутствия механизмов оплаты расходов трубы не меняются, ограничено использование химикатов для очистки воды, программы контроля и обнаружения сокращены.

Во всем регионе лучше всего питьевое водоснабжение организовано в городах. В очень немногих сельских районах есть централизованные водопроводные системы. Чаще используются неглубокие колодцы или колонки. Городские жители обычно получают воду по водопроводу, хотя в некоторых городах, особенно в Центральной Азии, часто используются напорные трубы.

По данным 1990 г. в городах Таджикистана нормам соответствовало 95% питьевой воды. В настоящее время 34% воды не соответствует нормам. Это вызвано общим упадком коммунальных служб из-за ухудшающегося состояния оборудования, отсутствия химикатов и специалистов.

1. Современные показатели состояния водоснабжения


1997 г. % городского населения, подключенного к водопроводу % городского населения, обеспеченного безопасным водоснабжением 300 дней в году % 0го населения, обеспеченного системами водоснабжения % сельского населения, обеспеченного безопасным водоснабжением 300 дней в году

Казахстан 93 нет данных 26 нет данных
Кыргызстан 86 нет данных 75 нет данных
Таджикистан 90 нет данных 20 нет данных
Туркменистан* 86 нет данных 14 нет данных
Узбекистан 89 нет данных 66 нет данных

В данной таблице приводятся данные из отчета FAO AQUASTAT, исключая Туркменистан, данные по которому были предоставлены национальной рабочей группой. .

Согласно имеющейся информации и отчетам, включая вышеупомянутый отчет о водоснабжении в бывших республиках СССР, можно увидеть, что процент населения, обеспеченного безопасным водоснабжением, очень низок. Для городского населения он составляет менее 65% от всего населения, причем данная цифра может быть ниже 35%.

С. Питание и продовольственное обеспечение


1. Потребление продуктов питания

В общем мы считаем, что в регионе нет недостатка продовольственных товаров. Однако неэффективные системы распределения и особенно недостаток средств у населения для приобретения продуктов питания не дают возможности обеспечить высокие показатели продовольственного обеспечения.

Всемирный банк в своих экономических исследованиях и других оценках подтверждает, что с 1990 г. объем сельскохозяйственного производства значительно упал. Всемирный банк в своем отчете по Кыргызстану сообщает, что в 1996 г. 16% населения не имело возможности потреблять минимальное количество калорий.

Сообщается, что в зоне бедствия плохое состояние здоровья населения вызвано прежде всего небезопасным водоснабжением, усугубляющимся плохим питанием.

Таким образом, можно подсчитать, что 10% населения питается плохо, однако маловероятно, что это вызвано недостаточным количеством имеющихся водных ресурсов. При современных технологиях центрально-азиатские страны совместно могут производить необходимое количество продовольствия, достаточное для обеспечения каждого.

Дневное потребление калорий на человека в Центральной Азии в прошлом и будущем:


  1990 Дневное потребление калорий на человека 2000 Дневное потребление калорий на человека

Южный Казахстан 2984 2554
Кыргызстан 2103 2586
Таджикистан 1827 2637
Туркменистан 2146 2609
Узбекистан 2665 2560

Данные Отчета о человеческом развитии 1998 г. по некоторым странам:


Данные 1995 г. Дневное потребление калорий на человека Дневное потребление жиров на человека, г Ежедневное потребление белков на человека, г Годовое потребление злаковых на человека, кг

Турция 3577 95 103 231
Иран 2945 64 77 210
Сирия 3295 91 86 234
Тунис 3173 95 83 205
Монголия 1895 66 64 121

Сообщалось также, что в Сирии и Монголии производство продовольствия на душу населения в 1994-95 гг. (85% и 63% соответственно) было ниже, чем в 1980 г.

2. Производство продовольствия

Производство зерновых на душу населения во Франции, Венгрии, Германии, Тунисе и Нидерландах составляет соответственно: 1047, 991, 485, 312 и 106 кг на душу населения.

По Центральной Азии существуют следующие данные:


По странам ЦАР в целом Производство зерновых в 1994, млн. т Производство зерновых в 1996, млн. т Население, млн. Произв-во зерновых на душу населения в 1994, кг Произв-во зерновых на душу населения в 1996, кг

Казахстан 16.28 11.23 16.30 999 689
Кыргызстан 0.99 1.42 4.60 215 309
Таджикистан 0.21 0.39 6.00 35 65
Туркменистан 1.42 0.40 4.70 302 85
Узбекистан 2.46 2.45 23.70 104 103

ВСЕГО 21.36 15.89 55.30 386 287




Только по бассейну Аральского моря Производство зерновых в 1994, млн. т Производство зерновых в 1996, млн. т Насе-ление, млн. Произв-во зерновых на душу населения в 1994, кг Произв-во зерновых на душу населения в 1996, кг

Казахстан ? 0.87 1.3 ? 669
Кыргызстан 0.99 1.42 4.6 215 309
Таджикистан 0.21 0.39 6.0 35 65
Туркменистан 1.42 0.40 4.7 302 85
Узбекистан 2.46 2.45 23.70 104 103

ВСЕГО 5.53 40.30 137

Вышеуказанные показатели демонстрируют, что Северный Казахстан при производстве на уровне 1994 г. может обеспечить всю Центральную Азию необходимым количеством калорий. Мы также видим, что в настоящее время не все необходимое количество калорий обеспечивается зерновыми.

Разница в производстве между 1994 и 1996 гг. по Туркменистану, скорее всего, вызвано не климатическими факторами, такими как засухи, так как все сельское хозяйство орошаемое и, следовательно, количество осадков не играет большой роли.


Данные 1996/97 Импорт продоволь-ствия С/х экспорт Экспорт нефти и газа Импорт топлива и энергии Экспорт электро-энергии

Казахстан     1 022 2 324  
Кыргызстан 79     239 74
Таджикистан 107 319   356  
Туркменистан 200 340 ?   13
Узбекистан 873 1390 528    

Данные по Туркменистану предоставлены национальной рабочей группой.

Можно видеть, что за исключением Казахстана импорт продовольствия является допустимым, а в Таджикистане и Узбекистане импорт продовольствия компенсируется сельскохозяйственным экспортом (хлопок).

3. Статистика и информация по земельным и водным ресурсам

В таблице “Водохозяйственная статистика стран бассейна Аральского моря” приводятся данные по Казахстану в целом. Это может несколько запутать, если учитывать только бассейн Аральского моря, и нам кажется более реалистичным рассматривать регион Центральной Азии как единое целое. Необходимо также помнить, что Сырдарья в Казахстане может обеспечивать водопотребление в объеме 14 км3.


Водохозяйственная статистика по странам бассейна Аральского моря


Казахстан Кыргызстан Таджикистан Туркменистан Узбекистан

Население 16 820 000 4 469 000 5 935 000 4 155 000 23 209 000

Внутренний сток 75,42 46,45 66,30 1,36 16,34
Всего в наличии 109,61 20,58 15,98 24,72 50,41

Мощность плотин 88,75 21,50 28,97 2,89 19,00

С/х забор воды 27,41 9,50 10,96 23,29 54,37
Коммунал. и промышл. использование 6,26 0,59 0,91 0,49 3,68

Площадь 271 730 000 19 850 000 14 310 000 48 810 000 44 740 000
освоенная площадь
34 372 400 1 343 000 769 900 1 755 200 5 207 800
орошаемая площадь
3 556 400 1 077 100 719 200 1 744 100 4 280 600
орошаемые культуры
2 313 100 1 077 100 719 200 1 794 200 4 308 800
многолетние орошаемые культуры
311 700 36 200 80 500 232 900 678 100
однолетние орошаемые культуры
2 001 400 1 040 900 638 700 1 561 300 3 630 700
пшеница или зерновые
733 200 304 200 145 570 618 600 457 700
хлопок
110 600   282 740 557 500 1 694 000
кормовые культуры
1 006 900 541 000 117 300 248 200 967 800
другие однолетние культуры
150 700 225 600 93 090 137 000 511 200

Площадь, засоленная в результате орошения 242 000 60 000 115 000 652 290 2 140 550
Орошаемое производство зерна 1 363 000 924 000 192 100 1 002 500 2 243 000

Наличие воды на душу населения 6 517 4 605 2 693 5 949 2 172
Использование воды на га орошаемых земель 7 707 8 820 15 239 13 354 12 701
% орошаемых площадей под хлопком 3 0 39 32 40
% засоленых орошаемых площадей 7 6 16 37 50

В данной таблице приводится информация из документа FAO AQUASTAT.

*Данные по Казахстану взяты в целом по стране. Бассейн Сырдарьи на территории Казахстана значительно меньше.

Единицы измерения:
использование воды – в км3 в год или м3 в год на человека и га
площади – в га
производство – в (метрических) тоннах


Показатели использования водных ресурсов и урожайности по странам Центральной Азии, согласно FAO AQUASTAT:


Данные 1997 Расчетное потребление воды для орошения, м3/га Доля площадей под хлопком, % урожайность пшеницы на га, т урожайность риса на га, т урожайность хлопка на га, т

Казахстан 7 707 3 1.50 4.30 1.81
Сырдарья
Кыргызстан 8 820 0 2.20    
Таджикистан 15 239 39 0.85 1.71 1.90
Туркменистан 13 354 32 1.65 2.38 2.30
Узбекистан 12 701 40 2.06 2.96 2.51

Согласно данным кыргызской национальной рабочей группы, расчетная величина куб. м воды на га составляет 10 000. Рыбная промышленность основана на таких водоемах, как реки, естественные и искусственные озера, созданные минерализованной дренажной водой. Продуктивность составляет около 100 кг/га. Карп разводится в искусственных водоемах, продуктивность - 4000 кг/га. Только в Узбекистане требования на воду для рыбоводства достигают, по оценкам, 22 км3.

D. Зимнее отопление


Горячая вода в городах Центральной Азии обычно подается коммунальными службами через специальные трубопроводы. Казахстан, Туркменистан и Узбекистан имеют достаточно ресурсов нефти и газа для обеспечения зимнего отопления. Кыргызстан и Таджикистан таких ресурсов не имеют.

Кыргызская Республика имеет значительные дешевые гидроэнергетические ресурсы, небольшое производство нефти и газа и разрушающуюся каменноугольную промышленность (по данным Всемирного банка). Поэтому отопление в городах осуществляется электричеством. В то же время развивается экспорт гидроэнергии. Необходимость в отоплении зависит от времени года, экспорт также наиболее выгоден зимой. По этой причине для Кыргызстана выгодно накопление воды летом и сработка через турбины зимой.

В настоящее время требования тепла для городского населения могут быть удовлетворены при имеющихся водных ресурсах.


Данные 1995 Общее производство энергии в млн. "теп" Общее производство энергии в млн. "теп" Потребление энергии на душу населения в "теп" Промышлен-ность, % от ВНП

Казахстан 64.345 55.432 3.34 30.4
Кыргызстан 1.377 2.315 0.51 20.8
Таджикистан 1.325 3.283 0.56 24.0
Туркменистан 32.589 13.737 3.05 ?
Узбекистан 49.135 46.543 2.04 27.4

"Теп" является эквивалентом тонн бензина, это могут быть тонны бензина или другого энергоносителя, выраженного в тоннах нефти.

1. Современная гидроэнергетическая ситуация

Ниже приводятся данные по производству электроэнергии, согласно информационной базе ЦРУ, за исключением доли внутреннего производства (FAO AQUASTAT):


Данные на 1996 /TH> Производство электро-энергии, мощность млн. КВт Производство электро-энергии, млрд. КВт Внутреннее производство электро-энергии, в процентах от общего внутреннего потребления энергии Потребление энергии на душу населения в КВт в год

Казахстан 17.0 58.9 85 3 800
Кыргызстан 3.6 13.7 1 912
Таджикистан 4.4 16.8 2 135
Туркменистан 4.0 9.9 1 855
Узбекистан 11.8 45.2 1 970

Информация по гидроэнергетике Данные FAO AQUASTAT


Данные на 1997 Валовый теоретическ. гидроэнер-гетический потенциал, ГВт/год Экономически достижимый гидроэнергетический потенциал, ГВт/год Общая гидроэнергетическая мощность, ГВт Гидроэнергия как доля производства энергии в стране Общая мощность плотин (не только для гидроэнергии), млн. м3

Казахстан 110 000 35 000 >3 12 88 750
Кыргызстан 162 500 55 000 3 90 21 500
Таджикистан 527 000 263 000 4 98 28 970
Туркменистан 51 000 0.7 2 890
Узбекистан 88 000 15 000 1.7 12 19 000

Необходимо отметить, что две страны, расположенные в верховьях - Кыргызстан и Таджикистан, производят электричество за счет гидроэнергии, и что они имеют значительный потенциал для увеличения производства гидроэнергии. Экономически достижимый потенциал гидроэнергии в Таджикистане огромен.

Е. Экологическая ситуация в бассейне


Кроме хорошо известных проблем Приаралья, в бассейне Аральского моря существуют серьезные экологические проблемы, основной из которых является засоление сельскохозяйственных земель. Кроме того, многие почвы загрязнены пестицидами, которые широко применялись в прошлом.

1. Деградация жизненного пространства

Непрерывное выращивание одной культуры - хлопка - негативно повлияло на традиционную практику севооборота при выращивании люцерны и применении навоза, что привело к истощению питательных веществ в почве. При падении урожайности в 70-х гг. руководство приняло решение увеличить производство хлопка даже на частных участках, где крестьяне выращивали овощи и фрукты, а также вырубить и без того небольшое количество деревьев, которые давали некоторую влагу и прохладу для растений и людей. К 1987 г. доля орошаемых площадей, засаженных деревьями, снизилась с 15% до 1% в Узбекистане.

Из-за недостатка топлива в последние годы сельское население было вынуждено зимой рубить деревья на дрова.

Горные пастбища Кыргызстана и Таджикистана в прошлом сильно страдали от перевыпаса скота. В Таджикистане ситуация осталась прежней, тогда как в Кыргызстане положение улучшилось благодаря уменьшению скотоводства.

2. Засоление

Площадь высохшего дна, которое оставляет за собой отступающее озеро, составляет 36 тысяч км. Сообщается, что 150 тысяч тон соли и песка, зараженных остатками пестицидов, переносится ежегодно, причем положение усугубляется увеличивающейся частотой и силой бурь. Большая часть солей была перенесена из дельты Сырдарьи, когда она пересохла в 80-х гг., при изменении состава солевой пыли в течении нескольких лет.

Тем временем качество земельных и водных ресурсов в регионах, расположенных выше по течению от зоны бедствия, также претерпевают негативные изменения в результате чрезмерного водозабора сверх фактических требований культур на воду. Низко расположенные территории стали подвержены затоплению. В пустыне появились сотни дренажных озер, наполненных засоленым стоком. Значительная доля потерь воды, согласно некоторых оценкам, около 30%, в верхнем водоразделе, проникла через почву в грунтовые воды. Некоторая часть возвращается в реки в виде соленого стока, однако большая часть рек не достигает; в результате большая часть воды, не поступающая в море, попадает в грунтовые воды. Там они мобилизуют глубинные запасы солей, которые попадают с поднимающимся уровнем грунтовых вод в корневую зону сельскохозяйственных земель, делая земли заболоченными. Там, где мобилизованную соль нельзя смыть, большое количество солей поступает в дренажные озера, или дренажная вода поступает в реки. Около 60 млн. т соли ежегодно поступает в реки таким образом, загрязняя речные водные ресурсы. Так как ниже по течению они используются для орошения, эти водные ресурсы еще больше засоляют земли, расположенные ниже по течению, воздействуя на те, которые не имеют высокого уровня засоления (описание проекта GEF).

В результате этих процессов минерализация воды в среднем и нижнем течении рек теперь достигает 0,9 - 1,1 г/л. Площадь орошаемых земель с высоким уровнем грунтовых вод (менее 2 м от поверхности) превышает 30% от общей площади орошаемых земель в бассейне. Площадь засоленых земель (на которых урожайность культур падает на 20-50%) также составляет около 30% от общей площади орошаемых земель, но это не те же земли. В Туркменистане, например, 44% орошаемых земель не являются ни заболоченными, ни засолеными, ни тем и другим вместе. Если прошлые тренды засоления продолжатся, в течение нескольких десятилетий основная часть сельскохозяйственных земель в бассейнах рек станет непригодной для орошаемого сельского хозяйства, причем засоление рек нанесет огромный ущерб речным экосистемам и сделает их непригодными для питьевого водоснабжения. Экономические, экологические и социальные последствия будут огромны (описание проекта GEF).

3. Пестициды

На всей площади орошаемых земель Центральной Азии пестициды и удобрения применялись в количестве, намного превосходящем нормы бывшего Советского Союза. В нескольких публикациях было сказано, например, что в Узбекистане в 1965 г. вносилось в среднем 147 кг удобрений на га, в 1975 г. - 238 кг на га, в 1987 г. - 306 кг. Для сравнения, в 1987 г. средний показатель по СССР составлял 122 кг. В конце 70-х гг. общее количество вносимых пестицидов в Центральной Азии составляло 30-35 кг на га - почти в 30 раза выше, чем в СССР.

Даже несмотря на то, что количество вносимых химикатов на га за последние несколько лет значительно снизилось из-за недостатка финансовых средств на их приобретение, большое количество все еще осталось в почве с прошлых времен.

4. Водно-болотные угодья

Снижение уровня Аральского моря привело к опустошению дельт Амударьи и Сырдарьи, которые не только имели большую экологическую ценность, но также обеспечивали средства к жизни для местного населения, предоставляя пастбища для домашнего скота, нерестилища, камыш, используемый для производства бумаги и строительства домов, а также возможность охоты и рыболовства.

Широкие пространства дельт и речных русел высохли из-за падения уровня грунтовых вод с 3 до 5 м (местами до 8 м), при высокой минерализации (от 35 до 100 г/л) и прекращении паводков. В дельте Амударьи около 30000 га озер и болот практически полностью высохли.

Все это чрезвычайно негативно повлияло на биоразнообразие: из числа 178 видов животных, в прошлом обитавших в дельтах, осталось только 38. Популяция рыб значительно снизилась. Виды птиц и фауны, включая виды уток, лебедей, пеликанов, бакланов, ондатры и оленей, для которых водно-болотные угодья были убежищем и местом гнездования на пути нескольких центрально-азиатских миграционных маршрутов, стали редкими.

Из-за исчезновения большей части ранее обширных территорий укрепляющего почву черного саксаула, тугаев и камыша, а также последующего опустынивания, многие их обитатели исчезли. На их месте появилась либо соле- и засухоустойчивая растительность, либо бесплодные солончаковые почвы, подверженные переносу. Кроме того, миллионы тон токсичных солей, перенесенных с высохшего дна Аральского моря, покрывают площадь дельты Амударьи и отравляют оставшиеся виды живой природы.

Существует надежда, что некоторые из функций, ранее выполняемых Аральским морем и его водно-болотными угодьями, включая биоразнообразие, обеспечение природных благ и услуг для местных жителей, а также функционирование в качестве буферных зон, могут быть восстановлены в меньшем масштабе путем создания или увеличения водно-болотных угодий. Правительство Узбекистана уже создало несколько озер, которые заменяют часть улова рыбы бывшего Аральского моря. Дальнейшая программа восстановления водно-болотных угодий, подготовленная при поддержке Правительства Нидерландов, прежде всего направлена на восстановление экологических функций водно-болотных угодий, более всего необходимых для населения Приаралья (описание Проекта GEF).

Озеро Судочье является водно-болотным угодьем международного значения, одним из последних водно-болотных угодий, оставшихся от бывшей системы дельты Амударьи. Озеро имеет особое значение для птиц, так как оно расположено в обширной пустыне на одном из наиболее важных палеоарктических перелетных маршрутов Западной Азии. Согласно отчету, подготовленному для ПБАМ, из 282 видов птиц, ранее наблюдаемых в водно-болотных угодьях Амударьи, примерно 30 исчезли и около 88 видов считаются сейчас редкими. Водно-болотные угодья все еще дают убежище для 189 видов птиц, включая 13 видов, занесенных в Красную книгу Узбекистана, и шесть, находящихся под угрозой вымирания во всем мире (далматинский пеликан, карликовый баклан, мраморный чирок, белоголовая утка, общительный чибис и сибирский журавль). Дельта также имеет большое значение для млекопитающих. Из 45 видов млекопитающих, ранее встречавшихся в водно-болотных угодьях, осталось 34. Пять занесены в Красную книгу, из них два считаются вымершими, другие три (бухарский олень, хорек и пустынный каракал) все еще встречаются в дельте. Наконец, водно-болотные угодья являются убежищем для оставшихся популяций почти вымерших видов рыб, включая широконосого и гибридного осетра, а также, возможно, других видов, находящихся под угрозой вымирания, включая звездного осетра, змеиную щуку и аральского усача (описание Проекта GEF).

Основной задачей является стабилизация состояния озера Судочье путем восстановления существующих каналов и строительства насосных станций, а также небольшой плотины для обеспечения контролируемой подачи дренажной воды в озеро. В рамках данного компонента также будет создана организационная структура управления озером и соседними поймами. Ожидается, что озеро станет первым Рамсарским объектом Центральной Азии (описание Проекта GEF).

Важным аспектом данного проекта является его демонстрационная ценность. Ограничением, возникшим в ходе работ по восстановлению пресных водно-болотных угодий, является зависимость от пресных водных ресурсов, объем которых сильно изменяется по годам. Для решения данной проблемы в рамках проекта озера Судочье будет апробировано восстановление водно-болотного угодья при помощи повторного использования дренажных вод. Годовой объем дренажных вод изменяется не очень сильно, он является продуктом сельского хозяйства, который мало где может использоваться. Поэтому данный проект продемонстрирует применение методов восстановления водно-болотных угодий, которые затем могут быть использованы в других проектах бассейна Аральского моря, а также во всем мире (описание проекта GEF).

Важным аспектом данного проекта является его демонстрационная ценность. Ограничением, возникшим в ходе работ по восстановлению пресных водно-болотных угодий, является зависимость от пресных водных ресурсов, объем которых сильно изменяется по годам. Для решения данной проблемы в рамках проекта озера Судочье будет апробировано восстановление водно-болотного угодья при помощи повторного использования дренажных вод. Годовой объем дренажных вод изменяется не очень сильно, он является продуктом сельского хозяйства, который мало где может использоваться. Поэтому данный проект продемонстрирует применение методов восстановления водно-болотных угодий, которые затем могут быть использованы в других проектах бассейна Аральского моря, а также во всем мире (описание проекта GEF).

Также большое значение имеют другие водно-болотные угодья, такие как озеро Междуречье.

5. Вода и культурное наследие

Регион, а особенно Хорезмская область, а также регион знаменитых старинных городов Самарканд, Мерв и Бухара широко известны. Даже в доисторические времена люди обитали в этом регионе и оставили здесь свои следы. Остатки древних цивилизаций и некоторые строения прекрасно сохранились благодаря сухому климату.

В результате многолетней ирригации уровень грунтовых вод поднялся, что угрожает разрушить старые сооружения, построенные из глиняных кирпичей.

Повысившийся уровень грунтовых вод в городах, вызванный ирригацией в прилегающих районах, а также сочетание неэффективного водопользования и недостаточного дренажа в городах может привести к двум последствиям. С одной стороны, грунтовые воды поднимаются через капилляры в стенах зданий, в результате испарения воды кристаллизуется соль, что ведет к разрушению кирпичей. С другой стороны, поднимающийся уровень грунтовых вод увеличивает опасность разрушения памятников старины в результате землетрясения, так как влажные лессовые почвы передают энергию землетрясения намного лучше, чем сухие почвы.

F. Стихийные бедствия, связанные с водными ресурсами


Основными стихийными бедствиями, связанными с водными ресурсами, являются наводнения и сели в горных районах, особенно в Таджикистане и Кыргызстане.

Регион характеризуется высокой сейсмичностью. Землетрясения могут привести к оползням в искусственные водохранилища, а также разрушению естественных плотин. Хорошо известным примером является озеро Сарез, возникшее в результате огромного оползня 60 лет назад, которое многие ученые считают серьезной опасностью.

Две крупные реки, Сырдарья и Амударья, не причиняют какого-либо ущерба в среднем и нижнем течении - в Туркменистане, Узбекистане и Казахстане.

G. Экономическая ситуация


Климат в регионе таков, что без орошения основная территория пригодна только для выпаса коз, овец, крупного рогатого скота, верблюдов и лошадей. Это регион степей и кочевников. Количество людей на кв. км, которые могут существовать в подобной среде, ограничено.

Орошение позволяет производить продукты питания в большем масштабе, и количество людей, проживание которых может быть обеспечено продовольствием, ограничено только имеющимся количеством водных ресурсов, а также организационным, политическим и техническим потенциалом населения.

Таким образом, в регионе проживали кочевые племена, в орошаемых районах существовали поселки, иногда города. В 20-30-х гг. кочевая культура была в основном уничтожена и большая часть кочевников погибла. С тех пор основное внимание в сельском хозяйстве уделялось развитию орошения.

Существует еще один аспект, который необходимо рассмотреть для понимания региона - развитие горнодобывающей отрасли и промышленности во время Второй Мировой Войны. Сибирь и Центральная Азия были единственными регионами, сохранившими продуктивность во время войны, и все средства промышленного производства были перенесены за Урал, вне достигаем ости немцев. Инженеры и ученые, нужные для военной экономики, также переехали в регион. Таким образом, здесь была создана хорошо обученная, высокопрофессиональная рабочая сила.

Промышленный потенциал значительно вырос, а производство было приспособлено для нужд всего Советского Союза. С развалом Советского Союза этот рынок исчез, главным образом из-за отсутствия согласованной системы платежей и экономических трудностей в других частях Советского Союза. Согласно оценкам, в настоящее время разрушено 90% промышленного потенциала.

После получения независимости поиски запасов нефти и газа были чрезвычайно успешными. Прикаспийский регион обладает наибольшим количеством ископаемых энергетических запасов 21 века.

Начиная с 1993 г., Всемирный банк проводил экономические исследования и оценки отраслей экономики пяти стран. Исследования подтвердили следующее:

(i) сильное падение сельскохозяйственной продуктивности начиная с 1990 г. (на 50%);
(ii) влияние ухудшения экологической обстановки на состояние сельскохозяйственных земель, рыбных промыслов и водно-болотных угодий, являясь причиной этого падения (в сочетании с нарушением межгосударственных соглашений);
(iii) важная роль сельского хозяйства в стратегиях по восстановлению экономики и продовольственного обеспечения, особенно в долгосрочной перспективе;
(iv) роль командной экономики в возникновении и сохранении процессов деградации окружающей среды.

По оценкам Всемирного банка, перспективы долгосрочного сельскохозяйственного развития будут под серьезной угрозой, если методы управления водными ресурсами и солями не будут усовершенствованы.

1. Водные ресурсы для промышленности и горнодобывающей отрасли

Как указывалось в предыдущей главе, 90% промышленного потенциала 1990 г. в настоящее время находится в плохом состоянии. Данные предприятия в прошлом были очень неэффективными водопользователями и производили максимальное загрязнение окружающей среды. Поэтому прошлые показатели водопотребления промышленных предприятий не будут сохранены в прошлом, даже если промышленный потенциал будет быстро восстановлен до уровня 1990 г.

Ниже представлены имеющиеся данные, взятые из отчета FAO AQUASTAT, которые относятся к 1996 г., за исключением некоторых цифр (отмечено).


Данные 1996 г. Доля промышлен-ности в ВНП, % (Всемирный Банк) 1997 г. Доля трудовых ресурсов в промышленности, горнодобывающ. отрасли и строительстве (Справочник ЦРУ) Доля водозабора для промыш-ленности Промыш-ленный водозабор, млн. м3 1993 г. Общий объем водозабора млн. м3

Казахстан 30 27 16,9 5 678 33 674
Кыргызстан 21 19 2,8 289 10 086
Таджикистан 24 17 4,2 501 11 874
Туркменистан ? 20 0,5 139 23 779
Узбекистан 27 20 1,9 1 103 58 051

Всего по ЦАР     5,6 7 710 137 446

Относительно высокий показатель водозабора по Казахстану, в сравнении с данными по другим странам, необходимо рассматривать в том контексте, что Казахстан обладает значительными водными ресурсами рек, не относящихся к бассейну Аральского моря. Для бассейна Аральского моря, включающего только Амударью и Сырдарью, показатель промышленного водопользования составляет около 2%. Для широкомасштабного планирования водных ресурсов количественные аспекты промышленного водопользования могут быть опущены.

Аспекты качества воды для промышленности и горнодобывающей отрасли нельзя не учитывать. Предполагается, что промышленность и горнодобывающая отрасль загрязняют окружающую среду, и обычно вода не подвергается очистке до сброса. Также сообщается, что запасы горнодобывающих отбросов, так называемые, хвостохранилища, не управляются надлежащим образом и могут нанести значительный ущерб.

Всемирный банк и ПРООН в документах по проекту GEF рассматривают загрязнение как местную, национальную проблему, или, по крайней мере, не считают ее самой насущной региональной проблемой.

2. . Вода для технических культур

Под техническими культурами мы понимаем любую культуру, которая не является пищей для человека или животных. В случае Центральной Азии самой важной технической культурой является хлопок. Хлопок выращивается во всех странах региона, включая Кыргызстан. По некоторым оценкам, хлопок составляет 20% всего экспорта Туркменистана, остальная часть приходится в основном на природный газ.


Данные 1993/94 Площадь под хлопком, га Произв-во, млн. тон, 1994 г Произв-во, млн. тонн, 1995 г. Произв-во, млн. тонн, 1996 г.

Казахстан 110 600 0.062 0,067 0,055
Кыргызстан* ? 0,017 0,017 0,017
Таджикистан 287 740 0,151 0,119 0,097
Туркменистан 557 500 0,385 0,388 0,135
Узбекистан 1 694 000 1,225 1,278 1,056

За последние годы в Узбекистане и Туркменистане наблюдается тенденция замены хлопка пшеницей и другими продовольственными культурами.


Данные 1996 Расчетное использование воды для орошения, в м3/га Доля площадей под хлопком Урожайность хлопка, тон на га

Казахстан 7 700 3 1.81
Кыргызстан* 10 800 8e 2.44
Таджикистан 15 239 39 1.90
Туркменистан 13 354 32 2.30
Узбекистан 12 701 40 2.51

Кыргызстан*: по данным национальной рабочей группы. В отчете FAO не приводятся данные по производству хлопка в данной стране. Отчет приводит расчетные данные по использованию воды для орошения: 8820 м3 на га в год.

Н. Сотрудничество между государствами Центральной Азии в области водного хозяйства


Информация, приведенная в данной главе, в основном взята из документов ПРООН, Всемирного банка и МФСА.

Региональная деятельность

Для восстановления бассейнового механизма и благоприятных перспектив управления водными ресурсами и солями необходимо было развитие регионального сотрудничества. После приобретения независимости государствами Центральной Азии в 1991 г. централизованное управление в бассейне сменилось пятью суверенными правительствами, имеющими свои собственные интересы. Управление водными ресурсами стало осуществляться согласно национальным перспективам и, несмотря на принятие некоторых временных межгосударственных соглашений, в атмосфере неопределенности относительно выбора другими государствами решений в области водного хозяйства, загрязнения и управления эксплуатацией водохранилищ. В результате интересы водопользователей рассматривались несколько неэффективно, а интересы моря, дельт и водно-болотных угодий учитывались по остаточному принципу. Аспекты недостающего, но необходимого потенциала регионального управления водными ресурсами в настоящее время включают:

а) Вододеление

Для водохозяйственного планирования на национальном уровне необходимо принятие соглашений по вододелению, которые создадут устойчивую основу для гарантированного наличия водных ресурсов. Гарантированное наличие водных ресурсов станет основой для разработки национальных водных стратегий и обеспечит устойчивость инвестирования водохозяйственного сектора, включая оценку экологических требований на воду. Несмотря на то, что в настоящее время существует структура вододеления, в некоторых важных аспектах она является неофициальной (например, не учитываются вопросы качества воды; механизмы разрешения споров не установлены; распределение водных ресурсов определяется из года в год, а не на постоянной основе; вода для окружающей среды выделяется по остаточному принципу и, следовательно, не гарантирована). В результате неясно, выживет ли существующая система при возникновения конфликта, при запросе об изменении доли какого-либо государства, или даже полного использования каждой страной своей доли. Согласие в регионе поддерживается степенью неопределенности на границах принуждения. Данная неопределенность относительно наличия водных ресурсов увеличивает риск недостаточного инвестирования водохозяйственного сектора и подрывает национальные инициативы по улучшению управления водными ресурсами.

b) Управление качеством водных ресурсов

Улучшение качества водных ресурсов не может быть отделено от регионального управления водными ресурсами. Это очевидно по нескольким соображениям: (1) основная стратегия управления солями должна быть направлена на снижение мобилизации солей из грунта и определение способов захоронения мобилизованных солей. В то время как снижение мобилизации солей может быть достигнуто силами местных властей (например, путем усовершенствования методов водопользования и развития хороших дренажных систем), стратегическое захоронение солей требует более широкого взгляда. В настоящее время захоронение солей происходит на тех орошаемых территориях, где не осуществляется дренаж, в пустынных понижениях, причем потенциал некоторых из них подходит к концу, а также в самом Аральском море. Оптимизация стратегии захоронения солей в будущем потребует региональной перспективы. (2) Сокращение мобилизации солей, в свою очередь, снизит требования на промывку орошаемых территорий в низовьях бассейна; в настоящее время промывка является самым крупным видом водопользования в регионе. (3) подъем уровня грунтовых вод привел к изменению качества грунтовых вод и типа грунтовых вод (аспект управления водными ресурсами, которому до сего времени в регионе уделялось очень мало внимания). Ожидается, что подъем уровня грунтовых вод за последние десятилетия приведет к затоплению низко расположенных территорий и дополнительному поступлению в реки соленых грунтовых вод, еще более загрязняющих речные водные ресурсы. Так как грунтовые воды движутся медленно, влияние многих изменений, произошедших за последние десятилетия, на реки и низко расположенные орошаемые площади еще не ощутим полностью. Для анализа движения солей, связанных с грунтовыми водами, и для снижения наносимого тем самым ущерба, необходима специальная организация с региональным техническим заданием.

с) Управление водохранилищами

Инфраструктура водохранилищ и контроля водных ресурсов в бассейна была создана в советское время для обслуживания нужд всего бассейна. Например, водохранилища были построены большей частью в верховьях рек бассейна, прежде всего для обеспечения воды для орошения, причем выработка гидроэнергии была второстепенной целью. В такой ситуации инфраструктура, расположенная в одной стране, часто была наиболее выгодна для других стран. Эксплуатация водохранилищ не имеет прочной финансовой основы, и ответственность за эксплуатацию несколько расплывчата. Частичным решением данной проблемы в условиях независимости стран бассейна является принятие права собственности на инфраструктуру страной, в которой она расположена, в то время как расходы на управление распределяются между страной и соответствующей бассейновой организацией. Однако обязанности не всегда достаточно четко распределены. Такое временное решение создает проблемы в долгосрочной перспективе. Например, некоторые плотины в странах верховьев признаются структурно неправильными; в случае разрушения плотины ущерб, нанесенный катастрофическим паводком, серьезно повлияет на ниже расположенные страны. При местном владении и эксплуатации водохранилищ не удается достичь приемлемого согласования региональных требований на воду. Например, конфликты между требованиями на воду для орошаемого сельского хозяйства и производства энергии все еще не решены: максимальные требования на воду для орошаемого сельского хозяйства - летом, при одинаковом распределении в течение дня, в то время как максимальные требования на производство электричества возникают зимой и имеют строгий дневной цикл. Использование водохранилищ для экологических целей также должно быть усовершенствовано. Согласно документам МФСА, Всемирного банка и ПРООН, конфликты могут быть решены только после оценки экономических и экологических последствий принятия различных стратегий управления и создания механизмов компенсации.

d) База знаний

В советское время учет осадков, речного стока и качества воды был организован на достаточно хорошем уровне. Однако после приобретения независимости эти системы разрушились из-за недостатка финансовых средств. Более того, современные методы электронной передачи и хранения данных все еще недостаточно развиты. Необходимо изменить отношение к данным о природных ресурсах как к государственному секрету.

Проблема состояния и надежности информации о водных ресурсах уже обсуждался во введении к главе 5. В общих чертах можно сказать, что ненадежность имеющейся информации несомненно станет препятствием на пути развития регионального сотрудничества.

e) Аральское море и его водно-болотные угодья

Несмотря на то, что правительства Узбекистана и Казахстана предприняли некоторые оздоровительные меры, насколько позволял их бюджет, сохранение международного биоразнообразия моря и его водно-болотных угодий выходит за рамки полномочий отдельных национальных правительств бассейна.

2. Структуры и соглашения по региональному сотрудничеству

Ниже приводится информация, в основном взятая из документов ПРООН, Всемирного банка, МФСА и Проекта GEF.

а) Временные меры

Признавая необходимость новой юридической основы сотрудничества по вододелению вместо централизированного управления времен Советского Союза, министры водного хозяйства новых независимых стран бассейна совместно заявили 12 октября 1991 г., что советские принципы вододеления останутся в силе.

b) Межгосударственное соглашение 18 февраля 1992 г.

Межгосударственное соглашение, принятое 18 февраля 1992 г., отразило данное решение, а также заложило основу для регионального сотрудничества путем создания Межгосударственной водохозяйственной координационной комиссии (МКВК), ответственной за определение и утверждение годовых лимитов воды для каждого государства и утверждение графиков эксплуатации водохранилищ. Заседания МКВК происходят ежеквартально или при возникновении такой необходимости. После выработки общего подхода к ограничению водопотребления в бассейнах Амударьи и Сырдарьи МКВК инициировала разработку общей стратегии управления трансграничными водными ресурсами. Соглашение, по которому было создано МКВК, включает Решение о межгосударственном сотрудничестве, которое по ряду вопросов превосходит достигнутое в других международных бассейнах. Однако Решение о создании МКВК не обеспечило основу для комплексного решения странами водохозяйственных проблем. Например, вопросы качества воды МКВК не решаются. Более того, в Решении не рассматриваются обязанности стран бассейна относительно планируемого в одностороннем порядке использования водных ресурсов и мер, которые могут затронуть интересы других государств бассейна. В нем не определены обязательства стран в случае наводнений, засух и других чрезвычайных ситуаций и не рассматривается порядок обмена данными. Ответственность за разрешение споров по вододелению между членами Решение возлагало на министров водного хозяйства, причем случай недостижения согласия между министрами в Решении не рассматривался. Таким образом, Решение было лишь временной мерой.

с) Соглашение от 23 марта 1993 г.

Создание новой основы сотрудничества. Признавая необходимость дальнейших усилий в масштабе бассейна, пять государств искали дальнейшие пути межгосударственного сотрудничества. Соглашение от 26 марта 1993 г. подтвердило решение пяти государств развивать сотрудничество в сфере управления водными ресурсами бассейна. Данное Соглашение создало региональные организации, ответственные за комплексное управление водными ресурсами: (1) Межгосударственный совет бассейна Аральского моря (МГСА), орган высшего уровня, ответственный за рекомендацию мер для пяти государств от имени бассейна в целом; (2) Исполнительный комитет МГСА (ИК МГСА), секретариат МГСА; (3) Международный фонд спасения Арала (МФСА), орган высшего уровня, ответственный за финансирование деятельности МГСА. Последним решением МКВК была отнесена под ответственность МГСА; однако так как решения МКВК имели юридическую силу, а решения МГСА - нет, точно отношения между ними определены не были. Соглашением 19 июля 1994 г. был создан еще один орган: Межгосударственная комиссия социально-экономического развития и научного, технического и экологического сотрудничества, название которой позднее было изменено на Комиссию устойчивого развития (КУР); данный орган также функционировал в рамках МГСА, определяя предложения для МГСА по вопросам защиты окружающей среды и социально-экономического развития в бассейне. На встрече Глав государств в феврале 1997 г. для обсуждения деятельности данных региональных организаций, МГСА и МФСА были объединены в новый, обновленный МФСА. Исполнительный совет МФСА состоит из пяти Заместителей Премьер-министров, каждый из которых представляет орган своей страны, ответственный за сельское хозяйство, управление водными ресурсами и окружающей средой. Исполнительный комитет, подотчетный Исполнительному совету МФСА, включает председателя, заместителя председателя, двух представителей от каждой страны и другой штат.

d) Программа бассейна Аральского моря (ПБАМ)

Программа бассейна Аральского моря (ПБАМ), разработанная для выполнения новыми региональными организациями, была утверждена Главами государств в январе 1994 г. и представлена сообществу доноров для финансирования в июне 1994 г. Главы государств определили основную цель Программы бассейна Аральского моря (см. Дополнение 1 к Приложению 2), задача Программы 1 ПБАМ сформулирована следующим образом:

":Выработать общую стратегию вододеления, рационального водопользования и охраны водных ресурсов в бассейне Аральского моря и подготовить на ее основе проекты межгосударственных правовых и нормативных актов, регулирующих вопросы совместного использования и защиты вод от загрязнения с учетом социально-экономического развития региона. : Разработать и ввести в действие нормативы по предельному расходованию воды на производство сельскохозяйственной и промышленной продукции, а также различного рода технологические нужды".

(Решение Глав государств, Нукус, 11 января 1994 г.)

Согласно другим положениям Решения, структура регионального управления водными ресурсами, предусмотренная Главами государств должна решать вопросы как количества, так и качества водных ресурсов. Данная структура должна быть дополнена программами усовершенствования инфраструктуры водохозяйственного контроля, мониторинга стока, обмена данных, исследований качества воды, проектами улучшения управления в зонах формирования стока, а также усиления организационного потенциала региональных организаций. Были согласованы проекты строительства - известные сейчас как Совместные национальные проекты - для непосредственного решения экологических проблем в бассейне, включая масштабное усовершенствование ирригации и дренажа, проекты водоснабжения в Приаралье, восстановление водно-болотных угодий, восстановление Северного Аральского моря и русел некоторых рек.

За последние 4 года Главы государств встречались пять раз с целью развития, утверждения и поддержания Программы (последняя встреча состоялась в Алматы 28 февраля 1997 г.).

Более того, правительства стран бассейна старались решать локальные проблемы, когда было ясно, как это делать. В 1995 г. ПБАМ была дополнена Планом немедленных действий, направленным на решение проблем населения в зоне бедствия в более короткий срок, чем тот, который потребуется для подготовки более долгосрочных решений. Узбекистан и Казахстан согласились поставлять Кыргызской Республике энергию в обмен на весенние попуски воды для орошения. В более широком масштабе, признавая потенциальный ущерб, который может быть нанесен в случае несогласованных действий, пять Глав государств несколько раз приходили к соглашению, что вододеление, установленное во времена Советского Союза, будет применяться и далее до заключения нового соглашения, разработанного в результате работ по ПБАМ.

е) Долгосрочное соглашение по водным и энергетическим ресурсам 17 марта 1998 г. (по Сырдарье)

Данное Соглашение было подписано в Алматы Премьер-министрами Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана в рамках так называемого Межгосударственного совета Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана (МГС ККУ). Проект соглашения был разработан при участии ЮСАИД, была организована поездка в США, Канаду и Мексику для специалистов из трех стран. Соглашение касается эксплуатации Токтогульского водохранилища и Нарынского каскада ГЭС. Соглашение включает положения для Казахстана и Узбекистана о равном участии в закупке летней гидроэнергии у Кыргызстана, причем платежи могут производиться углем, газом или деньгами.

Премьер-министры также согласились о статье, призывающей создание зонтичной организации управления, контролирующей выполнение соглашения.

f) Ашгабатская декларация, апрель 1999 г.

Декларация, подписанная в Ашгабате 9 апреля 1999 г., звучит следующим образом:

В преддверии XXI века человечество столкнулось с серьезными экологическими проблемами, препятствующими его устойчивому развитию. Деградация окружающей среды - это результат нерационального использования природных ресурсов.

Последствия Аральского кризиса негативно отразились на качестве жизни населения Центральной Азии, обострилась проблема социальной защиты и обеспечения чистой питьевой водой.

Государства Центральной Азии уделяют постоянное внимание улучшению обстановки в регионе, привлечению к решению этих проблем международного сообщества. Совместно с международными организациями и фондами осуществляется реализация регионального проекта "Управление водными ресурсами и окружающей средой" при поддержке Глобального экологического фонда, который направлен на коренное улучшение использования водных и других ресурсов, повышение эффективности и культуры природопользования в регионе и оздоровления экологической обстановки в целом.

Вместе с тем, принимаемые усилия по решению проблем бассейна Аральского моря недостаточны.

Мы, Президенты братских государств Центральной Азии - Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан, Туркменистана и Республики Узбекистан,

движимые
стремлением обеспечить нашим народам благополучие и веру в будущее,

сознавая
необходимость выработки совместных мер в осуществлении региональной стратегии и конкретных действий по рациональному использованию водных ресурсов региона, основанных на экосистемном и интегрированном принципах водохозяйственной деятельности,

учитывая,
что использование водных ресурсов бассейна Аральского моря должно осуществляться в интересах всех сторон с соблюдением принципов добрососедства и взаимных интересов,

подчеркивая
значимость усилий государств - учредителей фонда в деле укрепления сотрудничества по проблемам управления водными ресурсами и охраной окружающей природной среды, восстановления водных экосистем, предотвращения загрязнения трансграничных вод,

подтверждая
принятые решения по совместной реализации Программы конкретных действий по проблемам Аральского моря,

признавая,
что информированность общественности является важным условием согласованных действий в проводимой экологической и социально-экономической политики в регионе,

исходя
из неуклонного стремления сообща преодолеть последствия кризиса и оздоровить экологическую обстановку в бассейне Аральского моря,

заявляем:


признать
важность комплексного решения проблем, связанных с оздоровлением социально-экологической обстановки в бассейне Аральского моря,

усилить
в государствах региона и их представительствах за рубежом деятельность по привлечению внимания международной общественности, средств и возможностей стран-доноров, фондов и организаций к реализации программ и проектов по проблемам бассейна Аральского моря,

обеспечить
for the всемерную помощь и поддержку в реализации проекта под эгидой Всемирного Банка и Глобального Экологического Фонда проекта "Управление водными ресурсами и окружающей средой в бассейне Аральского моря",

уделят
большее внимание решению проблем горных территорий - зоны формирования стока рек бассейна Аральского моря,

реализовать
комплекс мер и проектов приоритетных направлений по социальной защите населения, проживающего в бассейне Аральского моря,

активизировать
действия, направленные на борьбу с опустыниванием и загрязнением трансграничных вод,

содействовать
международным организациям и институтам в их деятельности по реализации программ и проектов по проблемам бассейна Аральского моря,

способствовать
через образовательные и другие программы повышению информированности населения об актуальных проблемах охраны природы, рациональному природопользованию и улучшению среды обитания для настоящего и будущих поколений.

I. Имеющиеся водные ресурсы и использование воды в различных отраслях экономики. Общие данные.



Данные 199? км3 Сток, формирующийся или проходящий через страну, по данным FAO Оставляемый для низовьев, согласно советской системе Ежегодное наличие грунтовых вод, независимо от стока Вода для Арала Потребляемые поверхностные водные ресурсы, по соглашениям

Казахстан* 14,5     5,0 9,5
Кыргызстан 44,0 32,0 2,4   12,0
Таджикистан 63,3 50,3 3,0   13,0
Туркменистан 23,4   1,2   23,4
Узбекистан 55,2 10,5 6,8 15,0 29,7
Всего по бассейну Аральского моря (нельзя добавить) (нельзя добавить) 13,4 20,0 90,5

*По Казахстану - только бассейн Сырдарьи. Бассейны рек Кыргызстана, текущих в Китай, не учитываются.

Может удивить, что данные о наличии водных ресурсов ниже, чем использование воды или водозабор. Часть воды обычно используется несколько раз. Разница между водозабором и использованием воды может быть названа повторным использованием. Для лучшего учета необходимо равновесие между наличием, потреблением и потерями воды, причем необходимо учитывать также снижающуюся ценность не потребляемой, но загрязняемой воды.

Ниже представлены показатели по использованию воды за последние годы, согласно данным FAO AQUASTAT, за исключением Казахстана:


Данные 199? Всего в сельском хозяйстве Коммунальное и промышленное использование

Казахстан* 15,00 0,50
Кыргызстан 9,50 0,59
Таджикистан 10,96 0,91
Туркменистан 23,29 0,49
Узбекистан 54,37 3,68
Всего по бассейну 113,12 18,67

*Данные по Казахстану касаются только бассейна Сырдарьи и предоставлены национальной рабочей группой.

Данные по Казахстану касаются только бассейна Сырдарьи и предоставлены национальной рабочей группой.

Ниже представлены данные, полученные из отчетов национальных рабочих групп:


Данные 199? км3 Продовольственное сельское хозяйство, включая рыбоводство Непродовольственное сельское хозяйство Промышленность и горнодобывающая отрасль Коммуна-льное водоснабжение Сфера услуг и окружающая среда

Казахстан* 15,0   0,2 0,3 (5,0)
Кыргызстан 11,3   1,0 0,4 0,1
Таджикистан 7,8 4,0 0,7 1,5 1,2
Туркменистан 17,4 4,6 1,0 0,6 1,4
Узбекистан 37,6 17,2 1,2 3,1 5,2

По Казахстану приводятся данные только по бассейну Сырдарьи

Предыдущая глава
[Главная] [Содержание] [Ссылки] [SABAS]
Следующая глава

Предыдущая глава

Следующая глава