I. Введение

Высыхание Аральского моря было представлено всему миру как бедствие мирового масштаба, к которому привело безответственное советское планирование в пятидесятые и шестидесятые годы , что послужило основанием для получения широкой международной поддержки. Нельзя с уверенностью сказать, являлось ли такое объяснение правильным или нет, но ЮНЕСКО была одной из первых организаций, оказавшей значительную помощь, начав в 1992 г. поддержку экологов и других естествоиспытателей региона с тем, чтобы они смогли продолжать свои исследования дельт Аральского моря.

Проблема Аральского моря может быть обозначена следующим образом: масштабное увеличение орошения в бассейнах основных рек бассейна начиная с пятидесятых годов текущего столетия явилось причиной того, что Аральское море исчезает. Таким образом, увеличение орошения в верховьях привело к двум последствиям: увеличению сельскохозяйственного производства в верховьях и катастрофическому недостатку пресной воды в низовьях – в дельтах и самом Аральском море, что привело к значительному ухудшению социальных и экологических условий населения Приаралья.

В начале 90-х годов страны региона (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан) приобрели независимость. За исключением Казахстана, территории других стран на 90% расположены в бассейнах двух главных рек – Амударьи и Сырдарьи. В советские времена существовала только одна система распределения воды по различным регионам, а также другие распределительные системы - энергии, продовольствия и т.д. После приобретения центрально-азиатскими странами независимости главы государств приняли решение о сохранении прежней системы распределения водных ресурсов. По другим ресурсам подобные соглашения не заключались. Поэтому неудивительно, что из-за различий в интересах и возможностях регулярно возникают трения, когда каждая страна пытается доказать, что ей нужно больше воды.

На Генеральной Конференции в октябре 1997 г. Правительства центрально-азиатских стран попросили Секретариат ЮНЕСКО дать совет о том, как действовать в условиях Аральского кризиса. Выработка таких консультаций должна была осуществляться независимо даже от обычных структур, принимающих решения в различных странах. ЮНЕСКО могло сделать это только при участии ученых из разных стран; и для удовлетворения двух требований – независимости и участия – в рамках структуры ЮНЕСКО был создан научный совет, консультирующий ЮНЕСКО, члены которого назначаются ЮНЕСКО на индивидуальной основе. Его название – SABAS, Научный консультационный совет по проблемам бассейна Аральского моря.

В ноябре 1998 г. Генеральный директор ЮНЕСКО в своей речи на заседании Исполнительного совета ЮНЕСКО в Ташкенте призвал к позитивному взгляду в будущее и разработке долгосрочного видения.

Существенная черта подхода ЮНЕСКО состоит в поощрении оптимистического, но в то же время и реального видения будущего Аральского моря и его бассейна, перспективы, противопоставленной пессимизму и безнадежности. Региональное видение, в разработке которого принимают совместное участие научные организации МФСА, создается в рамках процесса подготовки Долгосрочного видения с точки зрения водных ресурсов и окружающей среды – проекта мирового масштаба, инициированного ЮНЕСКО в контексте Второго всемирного водного форума, проведение которого запланировано на 2000 год.

Водное Видение бассейна Аральского моря разрабатывается на основе следующих принципов:

Ниже представлена структура осуществления процесса подготовки видения:

{short description of image}

График подготовки видения:



Октябрь 1997 г. Проведение во время Генеральной Конференции ЮНЕСКО встречи с представителями пяти центрально-азиатских стран для обсуждения возможных путей решения проблемы Аральского моря.

Январь 1997 г. Алматы,
Казахстан
Создание Научного консультационного совета по проблемам бассейна Аральского моря (SABAS), члены которого назначаются ЮНЕСКО на персональной основе из стран бассейна Аральского моря

Сентябрь 1998 г., Алматы SABAS разработал план подготовки долгосрочного видения

Ноябрь 1998 г., Ташкент,
Узбекистан
Генеральный директор ЮНЕСКО в своей речи на заседании Исполнительного совета ЮНЕСКО инициировал Проект ЮНЕСКО по бассейну Аральского моря

Февраль-март 1999 г. Во время встреч в соответствующих странах были созданы национальные группы для подготовки регионального видения. Группы разработали проекты видений.

Апрель 1999 г., Ташкент Недельный обучающий курс по разработке и тестированию сценариев. Лидеры национальных групп обсудили первый проект документа видения.

Май 1999 г.
Алматы
Делегации национальных групп по разработке видения подготовили новые версии своего вклада в общее дело и встретились для отработки проекта документа видения.

JИюнь 1999 г., Бишкек,
Кыргызстан
SABAS обсудил документ видения (представленный Группой управления по разработке видения в конце июня 1999 г.), а также план завершения разработки документа.

Октябрь 1999 г., Ташкент Возможные количественные показатели по водным ресурсам, представленные в документе видения, были протестированы с точки зрения их достижимости во время двухнедельного семинара, организованного совместно с НИЦ МКВК. Однодневная встреча с Лидерами групп.

Ноябрь 1999 г., Ашгабат,
Туркменистан
Семинар «Вода и мир в Центральной Азии», организованный совместно с МФСА, на котором документ видения был представлен главам министерств пяти стран, имеющим отношение к водным ресурсам.

Март 2000 г. Представление Видения бассейна Аральского моря на Втором всемирном водном форуме в Гааге


Таким образом, видение бассейна Аральского моря должно быть оптимистичным и добровольным в том смысле, что следует придавать особое значение тому, каким население региона хочет видеть будущее, и что люди могут сами сделать для достижения этого будущего. В основу видения должны быть положены такие потребности людей, как питьевая вода, продовольствие, безопасность, здоровье, жилище, благосостояние, здоровая, интересная и благоприятная среда. Последнее требование сделало возможным рассматривать регион как единое целое, избегая таким образом необходимости обсуждать требования отдельных стран.

Одним из основных вопросов видения, на который необходимо ответить – будет ли количество водных ресурсов достаточным для развития бассейна с точки зрения человеческих потребностей. Если да, конфликты из-за водных ресурсов не возникнут.

Консенсус между региональными группами по правой части таблицы «Возможные цели на 2025 год», на основе которого был подготовлен проект документа видения, был достигнут на ранней стадии работы. Данная таблица стала основой для подготовки видения.

Возможные цели на 2025 г., используемые в качестве основы для тестирования достижимости Долгосрочного водного видения бассейна Аральского моря Текущая ситуация* Будущая ситуация
Уровень смертности детей до 5 лет (на 1000 человек)
45-109 <30
Продолжительность жизни в годах 65-69 >70
Среднее количество калорий на душу населения в день 2200-2800 >3000
     
Средний объем водопотребления в м3 на тонну пшеницы 5000 <3200
Средний объем водопотребления в м3 на тонну риса 30000 <14000
Средний объем водопотребления в м3 на тонну хлопка 12000 <8000
Эффективность применения воды на поле, в % 40 >75
Эффективность распределения воды в поле, в % 50 >70
Доля засоленных орошаемых земель (средней и сильной степени засоления) 45 <10
     
Объем водных ресурсов для окружающей среды, в км3 в год 10 >20
     
Площадь, охваченная водопроводной сетью (город), в % от общего населения 80-93 >99
Площадь, охваченная водопроводной сетью (село), в % от общего населения 26-75 >60
Обеспечение питьевой водой хорошего качества, соответствующей биологическим стандартам (город), в % 40-60 >80
Обеспечение питьевой водой хорошего качества, соответствующей биологическим стандартам (село), в % 20-40 >60
   
Во сколько раз возрастет покупательская способность городского населения 1 >2.5
Во сколько раз возрастет покупательская способность сельского населения 1 >3.5

**Примечание: данные по текущей ситуации представлены либо как диапазоны оценок, либо варьируются по странам, или же являются сочетанием того и другого.

Информация в колонке, представляющей текущую ситуацию, не согласована между всеми участниками. В следующих главах подробно обсуждается текущая ситуация и отмечается, что существуют различные, часто противоречащие друг другу цифры. Данная таблица в несколько переработанной форме дана в главе «Видение 2025 г.» в качестве задач на 2025 г.

Теоретически было бы лучше разработать идею видения и протестировать ее при помощи различных сценариев, опять вернуться к корректировке идеи видения, циклично приближаясь таким образом, к реалистичной идее будущего. Применительно к Центральной Азии разработка сценариев часто использовалась в качестве предлога для того, чтобы избежать обсуждения желаемых вариантов развития, и это препятствовало выработке представления о будущем как о чем-то, что можно, хотя бы частично, строить по собственному усмотрению. Поэтому разработка сценариев была отложена на последний этап работы семинара и применялась только для тестирования реалистичности самого видения.

Будущее, особенно для Центральной Азии, не может быть экстраполировано из прошлого. С момента обретения независимости произошло ухудшение экономической ситуации в таких областях, как сельскохозяйственное производство, научно-исследовательская деятельность, коммунальные услуги и инвестирование работ по улучшению состояния земельных ресурсов. Разработка сценария по варианту "жизнь без изменений" при использовании слова "сценарий" в значении возможного будущего привела бы к невозможной ситуации.

Возможны четко отличаемые друг от друга варианты будущего. В документе видения бассейна Аральского моря описаны три различных сценария.

Первый представляет собой будущее, в котором не будет предприниматься никаких усилий для повышения сельскохозяйственной продуктивности, без инвестиций в сельское хозяйство или промышленность. Это тот тип будущего, когда нет желания относиться к будущему серьезно, при котором не предпринимается никаких усилий для повышения продуктивности сельского хозяйства.

Второй вариант будущего основан на приоритетной роли сельского хозяйства и экспорта природных ресурсов с целью финансирования сельскохозяйственного развития.

При третьем варианте и сельское хозяйство, и промышленность поддерживаются и стимулируются правительством.

Разница между вторым и третьим сценариями состоит в ограниченности средств, которые могут находиться в распоряжении правительств в течение следующих 15 лет, на финансирование повышения сельскохозяйственной продуктивности и усовершенствование инфраструктуры промышленности и сферы услуг, включая, конечно, образование и научно-исследовательскую деятельность. По каждому из этих вариантов возможного будущего определены требования на воду для основных человеческих потребностей.

Одной из особенностей региона Центральной Азии является то, что на огромной территории проживает очень небольшое количество людей. На одной части региона расположены горы, на другой – степи и пустыни, где сельское хозяйство возможно только при орошении – это и есть бассейн Аральского моря, другой частью региона является Северный Казахстан. Так как вода является ограничивающим фактором для производства продовольствия во всем бассейне Аральского моря, Северный Казахстан, не являющийся частью бассейна, мог бы производить достаточно пшеницы для всех пяти стран.

Идея о том, что импорт продовольствия может заменить применение орошения для продовольственного обеспечения населения, не рассматривается в качестве предлога для отказа от разработки водного видения. Все правительства в принципе выступают за то, чтобы сельское население экономически и социально процветало, представляя собой позитивный фактор, стабилизирующий политическую жизнь страны. Правительство, до тех пор, пока это возможно с финансовой и политической точек зрения, будет поддерживать экономическую активность в сельских районах. С течением времени при росте населения имеющиеся водные ресурсы будут использованы до лимита, независимо от того, имеем ли мы в виду лимит финансовых средств, или лимит земельных и водных ресурсов.

При подготовке описываемого будущего экономический потенциал стран обсуждается, но не моделируется. Это сделано по трем причинам: во-первых, отчеты Всемирного банка по странам обычно позитивно оценивают их потенциалы; во-вторых, даже международные экономические организации не считают возможным с какой-либо точностью предсказывать экономическую ситуацию в будущем; и в-третьих, считается, что основные потребности могут и должны быть удовлетворены, даже если экономическая ситуация не так хороша, как хочется. Другими словами, даже при низком ВНП на душу населения правительство должно позаботиться о безопасном водоснабжении и продовольственном обеспечении.

{Следующая глава}

Следующая глава

[Главаня] [Содержание] [Ссылки] [SABAS ]