X. Обсуждение мер и действий, необходимых для реализации будущего видения

А. Обоснование и введение

B. Обсуждение по различным отраслям

1. Здравоохранение, питьевое водоснабжение и санитария

2. Развитие продовольственного обеспечения, земельных и водных ресурсов

3. Окружающая среда и водные ресурсы

4. Благосостояние и водные ресурсы

С. ВЫВОДЫ

1. Обоснование

2. Рекомендуемые меры

а) Основные стратегические исследования

b) Информационное управление

с) Улучшение знаний в краткосрочной перспективе

d) Образование и тренинг

e) Информирование общественности

f) Региональное сотрудничество

А. Обоснование и введение


Цели, предусмотренные видением 2025 г. четко определены: мы хотим, чтобы в бассейне Аральского моря в 2025 г. жило здоровое население в безопасной и благоприятной среде. По общему признанию эта цель достаточно ограничена и не охватывает все аспекты жизни. Однако это - главная цель каждого человека и каждого правительства, представляющая собой основу всего, что каждый может желать для себя в будущем. Они также представляют собой те цели, достижение которых при любой политической системе являются задачей правительства.

Среди намеченных целей не упоминаются такие, как распределение материальных ценностей, гармоничные взаимоотношения между людьми, экономическое равенство, равенство полов и т.д. не упоминаются, не потому, что они не важны, как раз наоборот. Но они не имеют отношения к водным ресурсам, и в любом случае эти задачи нужно выполнить для достижения целей, упомянутых в первом абзаце.

Кто-то может поспорить, является ли задачей правительства обеспечение безопасной и благоприятной среды. Вопрос безопасности как отсутствия угрозы телесного повреждения понятен; безопасность, несомненно, является задачей любого правительства. Что касается окружающей среды, ясно, что люди не могут осуществлять масштабные изменения, (например, изменение ландшафта), не влияя на жизнь других людей, и поэтому эти и другие подобные решения лучше всего принимать приниматься при участии всех сторон.

Рекомендации, изложенные в данной главе, предназначаются главным образом для правительств

В главе «Описание различных вариантов возможного будущего» и главе «Выбор желаемого будущего и формулирование видения» изложены условия, которые мы хотим создать к 2025 г.

В области здравоохранения элементом, имеющим отношение к водным ресурсам, является питьевое водоснабжение. Цель, которую необходимо достичь - достаточное количество воды хорошего качества в жилищах людей или около них. Для этого необходимы системы водоснабжения, которые, в свою очередь, требуют:

Данные требования не являются специфичными для водоснабжения, они имеют общий характер и являются основными. Они могут применяться практически ко всем сферам, имеющим отношение к водным ресурсам. Кто-то может отметить, что указанные требования выходят далеко за рамки водохозяйственного сектора и, таким образом, зависят ото всех других сфер общественной жизни, не находящихся под контролем специалистов водного хозяйства. Это действительно так, однако не стоит забывать об этих проблемах. Если у специалистов водного хозяйства возникают трудности в выполнении своих обязанностей из-за, скажем, низкого качества обучения детей, из которых затем готовится технический персонал, они должны принимать какие-то меры, например, обратиться к соответствующим властям с просьбой исправить ситуацию. Следовательно, при необходимости предполагаемые меры выйдут далеко за пределы водохозяйственного сектора.

В каждой технической сфере есть специалисты, которые точно знают, что нужно делать в конкретной, известной им ситуации. В рамках разработки видения не со всеми из них были проведены консультации. Ясно, что они должны участвовать в планировании предлагаемых мер.

В данной главе говорится о том, что должно сделать общество в целом. Например, в сфере питьевого водоснабжения выбор наиболее приемлемой технологии очистки воды должен быть сделан специалистами данной конкретной сферы, и именно они должны принимать решения при планировании выполнения задач видения. По этой причине в документе видения не будут затронуты данные вопросы. По тем же причинам выбор наиболее солеустойчивых сортов культур, например, является вопросом специалистов сельского хозяйства и фермеров, а не общества в целом.

Для того, чтобы сделать будущее, представленное в видении, реальным, необходимо значительное количество сооружений, которые должны быть тщательно спланированы и построены инженерами при поддержке ученых, совместно с заинтересованным населением. Инженеры, работающие в регионе, как отдельные лица, так и их группы, вполне могут осуществить такие работы, а также их планирование и подготовку соответствующих стратегий. По этой причине в данной главе не предлагаются технические решения.

Ученые и инженеры, владея соответствующей информацией, в большой степени ответственны за формирование общественного мнения. Это не превращает их в лиц, принимающих решения, так как они не являются заказчиками работ и не несут политическую ответственность за свои действия. Ученые и инженеры в Центральной Азии должны хорошо понимать, что им необходимо взаимодействовать с общественностью, для которой предназначены заключительные результаты их работы. Они должны быть в состоянии объяснить простыми словами, почему ими что-то планируется, какие для этого потребуются средства, и кому это будет выгодно.

При современном уровне коммуникаций больше нет необходимости людям работать в одном здании для достижения наибольшей эффективности работы, так как подключение к Интернет в регионе станет дешевле и лучшего качества. Компьютеры также дадут возможность обладать всей необходимой информацией во многих местах. Региональное сотрудничество, существующее сейчас в рамках МФСА и других организаций, по-прежнему необходимо развивать, и лучше всего добиваться этого можно путем совместного выполнения проектов и создания специальных рабочих групп.

B. Обсуждение по различным отраслям


В этом подразделе раскрывается, какие меры и изменения в отношении людей к воде потребуются для достижения желаемого уровня развития будущего к 2025 году, рассматривая отдельно различные области деятельности, зависящие от водных ресурсов. Среди них здравоохранение и питьевое водоснабжение, продовольственное обеспечение, развитие земельных и водных ресурсов и т.д.. Подраздел составлен таким образом, что в различных его частях можно увидеть некоторые повторы.

1. Здравоохранение, питьевое водоснабжение и санитария

Городские районы:

Наиважнейшей целью является очистка сырой воды, поступающей в системы питьевого водоснабжения, с целью обеспечения биологической безопасности. Второй целью является реконструкция и ремонт систем распределения воды, третьей - сбор и очистка сточных вод.

Сельские районы:

При наличии возможности, водоснабжение сельских районы должно обеспечиваться городскими службами. Если это невозможно, поселки должны быть обеспечены бактериологически безопасными грунтовыми водами.

а) Готовность общества в целом осуществлять необходимые работы и принимать финансовые затраты и возможные социальные издержки

Каждый член общества уже убежден, что безопасное питьевое водоснабжение необходимо. Забор, производство и поставка питьевой воды не обязательно вызывает социальные или экологические проблемы.

Питьевое водоснабжение и санитария достаточно дороги. В городских районах у людей не будет выбора, однако они могут поставить под вопрос реальность запрашиваемых цен. В сельских областях поселок или отдельный фермер смогут решить, получать ли безопасную воду и платить за нее, или не подключаться к сети водоснабжения и не платить за воду.

Если городские жители и сельские семьи имеют право через выборы в городские или сельские советы выразить свое мнение о том, нужно ли инвестирование питьевого водоснабжения, сбора и очистки сточных вод, их следует проинформировать о преимуществах и цене безопасного водоснабжения и санитарии.

В школах и на телевидении необходимо проводить широкую объяснительную работу, раскрывая взаимосвязь между состоянием здоровья населения и чистой водой, а также расходы на производство, транспортировку и очистку использованных водных ресурсов. Для того, чтобы показать современную ситуацию в области здравоохранения, необходима достоверная информация. Кампания информирования школ должна проводиться каждый год с вовлечением вновь поступающих детей.

В каждом городском центре необходимо подготовить информационные материалы, освещающие местную ситуацию. Основная идея кампании должна быть четкой: вам нужно безопасное водоснабжение, для того чтобы быть здоровым и иметь здоровых детей, и поэтому вам придется платить за воду тем или иным образом.

В сельских районах лучше всего наибольшее внимание уделить информированию населения посредством материалов для детей, распространяемых в школах, а также через местное телевидение и радио. Материалы должны быть разработаны с учетом специфики региона.

b) Знания и ноу-хау в области планирования, строительства, эксплуатации и обслуживания

Трудно составить четкое представление о том, существуют ли достаточные знания и есть ли достаточное количество специалистов на всех уровнях для применения данных знаний с целью улучшения питьевого водоснабжения и санитарной ситуации. Следует ожидать, что тип знаний, тип организаций и процедур, а также тип инженеров, необходимых для такой огромной империи, как Советский Союз, неприемлемы для страны с населением от 5 до 40 млн. человек. Кроме того, многие инженеры эмигрировали или перешли в другие сферы деятельности.

Конкретная сфера, в которой можно учиться у других стран - это сфера сельского водоснабжения.

Необходимо развитие системы образования и тренинга инженеров-строителей и технического персонала среднего и низшего уровня. Образование в сфере гражданского строительства должно быть, в первую очередь, научно-техническим, и подчеркивать личную ответственность инженера за реализацию оптимальных решений социальных проблем, а не только за применение определенных правил проектирования.

Инженеры и студенты должны изучать английский язык. Через университеты и общества по профессиональным интересам должна распространяться иностранная литература, что позволит увеличить их знания о решении подобных проблем в других странах. Интернет должен стать важным инструментом коммуникации и распространения знаний.

Ясно, что в каждой стране необходимо провести исследования потребностей в трудовых ресурсах в области водоснабжения и санитарии. Мы думаем, что в настоящее время в области высшего и среднего технического образования существует отставание в 5-10 лет, что вызвано, в основном, недостатком средств для данного типа обучения, включая производственную практику.

Существует особая категория знаний, необходимых для планирования - это достоверная информация о фактической ситуации. Данные о состоянии окружающей среды и пределах развития (в области геологии, гидрологии и гидрогеологии) существуют, хотя не всегда доступны всем службам, нуждающимся в данной информации, так как она может быть запрятана в одном из многочисленных научных институтов. Из-за этой кажущейся секретности данные в некоторых случаях ненадежны, так как они не открыты для тщательного рассмотрения

Сведения о фактической ситуации в области водоснабжения в странах недостоверны. Данные о водопользовании и людях, работающих в этой области, часто являются проектными и не всегда отражают фактическую ситуацию. Данные здравоохранения, такие как уровень детской смертности, очень ненадежны. Поэтому необходимо создать базу достоверных данных для планирования. Можно сказать, что в Центральной Азии необходимо изменить отношение к информации.

Научный консультационный совет бассейна Аральского моря на встрече в Алматы в сентябре 1999 г. определил следующие вопросы, увеличение знаний по которым будет способствовать решению проблем водного хозяйства и здравоохранения:

c) Материалы и оборудование, необходимые для строительства и эксплуатации,

Все основные материалы для строительства и эксплуатации систем водоснабжения и санитарии имеются в Центральной Азии, что позволит быстро улучшить состояние здоровья населения. В некоторых странах используются системы, которые в прошлом получали химикаты для обработки питьевой воды из-за границы. Производство этих химикатов можно организовать в регионе.

В принципе, местные предприятия в состоянии производить все оборудование, необходимое для строительства систем водоснабжения и санитарии. Исключением могут быть микрокомпьютеры, которые лучше закупать. В отдельных случаях в сельских районах может также понадобиться специализированное оборудование, которое будет дешевле закупить со стороны, чем производить на месте.

Так как в странах Центральной Азии имеется много пространства и энергия сравнительно дешева, основные знания имеются, биологическая обработка воды возможна, и нет необходимости в приобретении дорогого иностранного оборудования и химикатов.

d) Правила и процедуры управления строительством, эксплуатацией и обслуживанием

Стандарты, правила и процедуры проектирования, унаследованные с советских времен, могут быть сохранены, так как это единственная существующая система, которая, однако, должна быть постепенно адаптирована к местной ситуации в рамках регионального контекста и согласия. Нужно понять, что основная цель установления правил - помочь улучшить существующую ситуацию.

Важно скорректировать правила так, чтобы они стали более реальными, достижимыми и разумными. Введение высоких стандартов только для того, например, чтобы произвести впечатление на иностранную и местную общественность, и которые невозможно соблюдать, приведет к нежелательным результатам. Такой подход приведет, например, к застою в развитии здравоохранения, или же исказит информацию и сделает невозможным получение полного представления о реальной ситуации, что, в свою очередь, ведет к искажениям в планировании.

е) Финансовые ресурсы, необходимые для строительства, эксплуатации и обслуживания

Всегда, и особенно в последние годы, велись дискуссии относительно того, является ли вода экономическим товаром или социальным благом. В последние годы в мире наблюдается тенденция в направлении приватизации питьевого водоснабжения.

Выдвигается много аргументов в пользу частных систем водоснабжения. Нужно отметить, что в мире существуют очень хорошие и эффективные общественные, а также частные системы всевозможных размеров. На выбор того или иного типа системы влияют очень многие факторы. Невозможно с уверенностью предсказать заранее, какая система является наилучшей в данном конкретном случае. С теоретической точки зрения в Центральной Азии было бы лучше иметь несколько типов, чтобы можно было накопить опыт. Обе системы оздоровит некоторая конкуренция между ними.

В любом случае нужно помнить, что системы водоснабжения предназначены для улучшения состояния здоровья населения в целом. Системы водоснабжения должны финансироваться, и в любом случае именно население соответствующей страны будут так или иначе оплачивать их. Деньги являются очень мощным средством воздействия, непосредственно влияющим на поведение водопользователей. Поэтому на практике всегда лучше, когда пользователи платят за воду таким образом, который ведет к разумному и экономичному использованию воды, даже если властям необходимо выделять субсидии бедным людям с тем, чтобы обеспечить должный уровень здравоохранения.

Городское население вообще, и в частности в Центральной Азии, относительно богаче, чем сельское население, поэтому жители городов несомненно должны вносить полную плату за воду.

Во многих регионах Центральной Азии сельскому населению в современных условиях будет трудно оплачивать полную стоимость воды. Чтобы обеспечить управление требованиями на воду, нет необходимости оплачивать полную стоимость воды до тех пор, пока существующие цены на нее позволяют контролировать ситуацию. Определение того, как правительство, национальное или местное, должно участвовать в покрытии расходов на водоснабжение, представляет собой проблему политического, технического и финансового характера. И опять же перед правительством страны стоит задача добиться повышения уровня здравоохранения общества ускоренными темпами при ограниченных финансовых возможностях.

В принципе, лучше всего, когда сельское население оплачивает по крайней мере эксплуатационные расходы систем водоснабжения. Это условие необходимо также соблюдать с самого начала внедрения систем водоснабжения за счет иностранной помощи, чтобы избежать ситуации, когда системы с дорогой эксплуатацией после прекращения иностранной помощи оказываются заброшенными.

2. Развитие продовольственного обеспечения, земельных и водных ресурсов

Требования на воду для орошения являются определяющим фактором для водного хозяйства в масштабе бассейна Аральского моря.

Как указано в предыдущих главах, целью видения бассейна Аральского моря является обеспечение 3000 калорий на душу населения к 2025 г. и увеличение благосостояния сельского населения. Имеющееся количество водных ресурсов является абсолютным ограничивающим фактором. Поэтому необходимо увеличить продуктивность воды, измеряемой в тоннах продукции на кубический метр воды. Это, в свою очередь, требует применения воды в нужное время, в нужном количестве, при приемлемом качестве, на хороших почвах, при использовании хороших семян, применении хороших хозяйственных методов и при благоприятных условиях и наличии у фермера стимулов максимально повышать урожайность культур при экономном расходе воды .

а) Готовность общества в целом осуществлять необходимые работы и принимать финансовые затраты и возможные социальные издержки

Необходимо приложить все усилия для создания нового типа фермера - ответственного, способного и хорошо образованного менеджера (небольшого) сельскохозяйственного предприятия, приносящего прибыль.

Возможно, это потребует изменения отношения городского населения и современных лидеров к сельским районам, к тем, кто обрабатывает землю и в целом к сельскохозяйственной практике. Этого можно достичь через осуществление таких мер, как кампании по информированию общественности, создание "музеев" науки и технологии в столицах и городских центрах в сельскохозяйственных районах, посвященных сельскому хозяйству, земле и воде. Также необходимо специальное обучение фермеров, целью которого является повышение социального статуса фермера. Понятно, что повышение социального статуса включает увеличение личного дохода фермера – идея, которая также должна быть принята городским населением.

b) Знания и ноу-хау в области планирования, строительства, эксплуатации и обслуживания

Более 90% воды потребляется для орошения. В настоящее время нельзя ожидать увеличения количества водных ресурсов. Существуют основы знаний о методах и приемах борьбы с потерями воды в системах ее распределения, однако для нахождения оптимальных решений необходима большая аналитическая и проектная работа.

Знания того, как увеличить продуктивность земельных и водных ресурсов до уровня, указанного в видении, еще не существует. Должна быть срочно начата и выполнена масштабная научно-исследовательская и практическая программа в сельской местности, приближенная к труженикам сельского хозяйства насколько это возможно.

Наиболее важной проблемой является постоянно увеличивающаяся минерализация земель. Борьба с засолением должна стать наиболее приоритетной задачей. Нужно исследовать, как сделать это наилучшим образом, изучая финансовые, политические и социальные аспекты необходимых мер.

Образование сельскохозяйственных инженеров и ученых требует тех же мер, что и образование инженеров водоснабжения: в первую очередь необходимо развитие образования и тренинга сельскохозяйственных инженеров и технических специалистов по ирригационному строительству среднего и низшего уровня. Инженерное образование должно стать, в первую очередь, научно-техническим и подчеркивать личную ответственность инженера за обеспечение оптимальных решений инженерных и социальных проблем, а не только за применение правил проектирования.

Улучшение знаний в области сельского хозяйства, ирригации и пограничных наук без сомнения требует владения иностранным языком. Инженеры и студенты должны изучать английский язык и читать иностранную литературу по специальности. Необходима соответствующая информация, которая должна распространяться через университеты и общества по профессиональным интересам.

SНиже представлены направления научно-практической деятельности , которые, по мнению SABAS, будут способствовать решению проблем водохозяйственной и экономической деятельности:

с) Материалы и оборудование для строительства и эксплуатации

Для необходимых исследований должно быть предоставлено оборудование. Ожидается, что материалы и техника для строительства и эксплуатации может производиться в пределах Центральной Азии, за исключением некоторого специального электронного оборудования, которое выгоднее всего закупить вне региона.

d) Правила и процедуры управления планированием, строительством, эксплуатацией и обслуживанием

Правила, стандарты, порядок и процедуры проектирования, унаследованные с советских времен, могут быть сохранены, как и в сфере водоснабжения, поскольку это единственная существующая система, которая, однако, должна быть постепенно адаптирована к местной ситуации в рамках регионального контекста и согласия. Важно скорректировать правила так, чтобы они стали более реальными, достижимыми и разумными. Опять же, введение высоких, нереальных нормативов в сельском хозяйстве, которые невозможно выполнить, приведет к нежелательным результатам.

е) Деньги, как инструмент управления

Поскольку деньги являются таким же действенным инструментом управления, как и установленные правила, их можно использовать для достижения определенных стратегических результатов, например, более экономного использования воды. С этой целью земледелие должно стать сферой экономической деятельности. Следовательно, земельные и водные ресурсы должны иметь экономическую ценность и на них нужно ввести плату. Обязательным условием успешного использования денег в качестве инструмента управления для улучшения сельского хозяйства - это наличие у фермера возможности иметь экономическую выгоду.

Вопрос о том, должен ли фермер оплачивать полную стоимость воды, является до сих пор открытым. Практически нигде в мире стоимость воды для орошения не налагается на фермера в полном объеме. В некоторых случаях фермеры получают дополнительные субсидии другими способами. Однако в большинстве случае товары, первоначально произведенные в хозяйствах, облагаются налогом, и правительства, таким образом, получают назад часть денег. Итак, за воду необходимо платить, и если плата за воду оплачивается не полностью, она должна быть достаточно велика, чтобы способствовать более экономному использованию воды.

Восстановление почв посредством дренажных и других мер будет очень дорогим. Скорее всего, нельзя будет возложить все расходы непосредственно на хозяйства, так как у них нет капитала. Было бы хорошо, если центральные правительства приведут почвы в хорошее состояние, прежде чем они начнут приватизацию сельскохозяйственного производства.

Для каждой страны и в пределах стран каждого региона, при необходимости, нужно найти разумное сочетание цен на произведенные товары, кредиты и субсидии, проявляя особую заботу о том, чтобы фермеры могли получать прибыль.

3. Окружающая среда и водные ресурсы

Поверхностные водные ресурсы: целью на 2025 год является выделение не менее 20 км3 в год на экологические цели, в частности для Аральского моря и его дельт. Минерализация воды, поступающей в дельты, должна быть ниже верхнего лимита для орошения; другие качественные параметры таковы, что в любом месте бассейна можно будет производить безопасную питьевую воду при помощи недорогих технологий и поддерживать устойчивость живой природы или восстановить ее.

Качество грунтовых вод будет улучшено благодаря лучшей охране, однако не все подземные водоемы будут в желаемом состоянии.

Существует множество других факторов, которые участвуют в создании экологически богатой и благоприятной окружающей среды - водной и речной, такие как спокойные места гнездования птиц, однако они не имеют прямого отношения к водным ресурсам.

а) Готовность общества в целом осуществлять необходимые работы и принимать финансовые затраты и возможные социальные издержки

Общество в целом в каждой стране должно признать, что необходимо выделять достаточное количество воды для экологических целей, и что чистота речных и грунтовых водных ресурсов выгодна для всех. В этом случае не потребуется слишком больших средств на очистку воды для получения питьевой, оросительной и промышленной воды, достаточно здоровой для людей и других живых существ.

В течение первых 10 лет будет нетрудно убедить широкие слои населения согласиться с тем, что 20 км3 воды должно поступать в дельты Аральского моря. В последующие годы, если продуктивность сельскохозяйственного производства не возрастет, может возникнуть искушение использовать все больше и больше воды, предназначенной для окружающей среды, в сельскохозяйственном производстве вместо того, чтобы направлять ее в Аральское море. Информирование общественности через предлагаемые музеи земельных и водных ресурсов могут поддерживать благоприятное общественное мнение в вопросах водной экологии. Ясно, однако, что для обеспечения экологической безопасности необходимо повысить сельскохозяйственную продуктивность на м3 воды.

Во всем мире существует опыт в информировании общественности, целью которого является убедить население в том, что лучше избегать загрязнения воды, чем впоследствии восстанавливать окружающую среду. Городские жители могут платить за безопасное захоронение и/или очистку отходов, произведенных в городе.

Промышленное загрязнение в настоящее время небольшое, в будущем, однако, оно может возрасти. Не существует промышленного производства, которое не может осуществлять очистку своих сточных вод или функционировать без загрязнения природных водных ресурсов. Особо трудную проблему представляют отходы горнорудного производства, но и здесь могут быть найдены приемлемые решения. Экономические меры практически всегда дают наилучший эффект в убеждении промышленных предприятий относительно необходимости очистки своих отходов или обеспечения их безопасного хранения.

b) Знания и ноу-хау в области планирования и контроля антропогенного влияния на окружающую среду

Чтобы улучшить экологическую ситуацию, прежде всего необходимо знать состояние окружающей среды. Существует особая необходимость в создании картины экологических процессов во времени. Другим аспектом является то, что экологическая информация должна быть полной, так как здесь все аспекты взаимосвязаны. Поэтому нужны высокообразованные специалисты для мониторинга окружающей среды.

Лучшая информация по экологической ситуации в регионе – в области гидрометеорологии, разработаны планы улучшения гидрологических и метеорологических сетей, а также управления ими . Данные о стоке и других параметрах имеют непосредственное значение для управления водными ресурсами в ирригации.

В настоящее время существует значительный пробел в данных по другим аспектам состояния окружающей среды. Похоже, что с 1991 г., за исключением некоторых проектов Аральского моря, финансируемых извне, таких как Проект Аральского моря ЮНЕСКО, специалистами в регионе не было выполнено каких-либо значимых исследований, в результате чего большая часть информации по окружающей среде датируется сроками до 1990 года. Таким образом, имеющаяся информация не отражает текущую ситуацию и никакие тренды не могут быть прослежены с высокой степенью достоверности.

Экологическая информация нужна не только для обеспечения контроля загрязнения и подготовки отчетов об антропогенном воздействии на окружающую среду. В природе также происходят естественные изменения, и так как планирование водохозяйственного развития является долговременным процессом, необходимо тщательно отслеживать происходящие трансформации во времени. Данная информация особенно важна применительно к зонам формирования стока, чтобы можно было на основе имеющихся данных делать оценки ситуации через 20-50 лет.

Чтобы сделать управление окружающей средой возможным, необходимо также хорошее знание антропогенных факторов, влияющих на окружающую среду, а значит располагать данными и о промышленных процессах. Так как финансовое бремя за восстановление окружающей среды должно справедливо распределяться по всему бассейну, необходимо иметь информацию, доступную для всех заинтересованных сторон. Доверие основывается на достоверной информации.

Похоже, что многие специалисты по окружающей среде, такие как биологи, покинули Центральную Азию или же занялись более прибыльным делом. Было бы полезно провести исследование трудовых ресурсов и потребностей в профессиях по каждой стране.

с) Правила и процедуры управления окружающей средой

Необходимо разработать стратегии управления, способствующие гармоничному сосуществованию человека и природы. Должна быть продолжена работа по разработке экологического законодательства и правил защиты окружающей среды. Особое внимание необходимо уделить соглашениям с местным населением о защите охраняемых зон; в противном случае все постановления не будут иметь силы. Особое внимание необходимо уделить проблемам в горных районах. Такой же подход необходимо применять для крупных промышленных производств, например, для предприятий горнодобывающей промышленности в части управления отходами. Наиболее эффективным будет сочетание постановлений, соглашений и позитивного и/или негативного экономического стимулирования.

d) Финансовые ресурсы для защиты окружающей среды и экологического развития

Система типа «загрязнитель платит» должна стать правилом там, где это возможно. При современной экономической ситуации было бы целесообразным рассматривать обеспечение защиты окружающей среды и экологического развития в качестве составной части мероприятий по совершенствованию других секторов экономики, таких как сельская инфраструктура и туризм.

4. Благосостояние и водные ресурсы

Для энергетики, промышленности и горнодобывающей отрасли не предлагается никаких мер. В каждой из этих отраслей экономики вполне реально достичь минимального потребления и загрязнения воды. Так как деятельность данных отраслей нацелена на получение прибыли, правительства должны создать такие экономические условия, чтобы отраслям было выгодно беречь и не загрязнять воду. Данные меры лучше всего разрабатывать совместно с представителями соответствующих отраслей.

Также необходимы научные исследования и разработки для увеличения продуктивности производства хлопка, а также других технических культур, на м3 воды. Продолжение выращивания технических культур является предпосылкой для увеличения благосостояния сельских регионов.

Особый случай – гидроэнергетика. Крупные водохранилища имеют две основные функции – производство гидроэнергии и накопление воды для орошения. Гидроэнергия «потребляет» воду только в том случае, если из-за особенностей графика работы электростанции она не может быть использована ниже по течению другими отраслями экономики.

Эксплуатация гидроэнергетических систем может осуществляться с целью максимального увеличения дохода для самого производителя электроэнергии, либо дохода всех, вовлеченных в данный процесс, либо она организована таким образом, чтобы снизить «потери» воды до минимума.

При каждом решении кто-то выиграет, а кто-то проиграет, однако возможно также достичь равновесия другим путем, заключая межгосударственные соглашения, как например, предоставляя другие виды энергии взамен вырабатываемой гидростанциями.

Все участвующие субъекты - организация, управляющая производством гидроэнергии, и водопользователи, расположенные ниже по течению, должны придти к соглашению, даже если оно должно обсуждаться заново каждый год. Консенсус на базе научных фактов и обоснования всех затронутых факторов является надежной основой достижения приемлемости соглашения для всех.

С. ВЫВОДЫ


1. Обоснование

Рекомендуемые меры, предложенные в рамках данного документа, представляют собой исследования и работы общего характера, целью которых является создание более развитой интеллектуальной структуры для будущего. Фактические усовершенствования в области водного снабжения, санитарии и ирригации будут подготовлены, спланированы и выполнены инженерами и учеными соответствующей области деятельности. Региональные специалисты вполне в состоянии организовать эти работы самостоятельно. Им необходимы инструкции, структура и средства правительств, а также поддержка населения, чьи интересы затрагивают эти работы.

2. Рекомендуемые меры

а) Основные стратегические исследования

Основные стратегические исследования должны быть выполнены в сфере питьевого водоснабжения для городских центров и сельских районов с целью достижения к 2025 году показателя детской смертности менее 30 на 1000 человек.

Необходимы стратегические исследования ирригационных систем, рассоления земель, улучшения плодородия земель, растительной генетики и практики ведения хозяйства для достижения в 2025 г. следующих показателей (в тоннах на м3 воды): для пшеницы - 950, риса - 3400 и хлопка - 1800 м3 воды на тонну сырой продукции.

Необходимо разработать основные национальные стратегии для выполнения долгосрочных задач по трудовым ресурсам (количественных и качественных), развития образовательной и научной инфраструктуры в водоснабжении и санитарии, сельском хозяйстве и экологических сферах, имеющих отношение к водным ресурсам. Далее последует создание Плана развития человеческого потенциала.

Необходимо выполнить основное стратегическое исследование управления системой гидроэнергетики в бассейнах Амударьи и Сырдарьи с тем, чтобы способствовать разработке соглашений о том, как добиться максимальной прибыли гидроэнергетики при минимальных «потерях» воды.

b) Информационное управление

В регионе необходимо организовать широкое обсуждение информации, имеющей отношение к водным и земельным ресурсам, вопросов права владения, наличия, доступа, обмена, стоимости и цен, контроля качества воды и т.д. с целью разработки такой стратегии, чтобы принятие решений, а также планирование, строительство и управление инженерными работами всегда основывались на лучшей научной информации, имеющейся в регионе и за его пределами.

Необходима организация программ мониторинга состояния здоровья населения на научной основе в каждой стране.

с) Улучшение знаний в краткосрочной перспективе

Необходимо сделать критический обзор, посредством конкретных исследований, где они необходимы, состояния водной среды с целью обновления информации, которая в настоящее время устарела. Основной целью является получение современной оценки водных ресурсов бассейна, включая изучение возможных изменений в будущем.

Можно немедленно начать осуществление следующих важных исследований

d) Образование и тренинг

Необходимо тщательно исследовать систему образования и тренинга строительных и сельскохозяйственных инженеров и технического персонала среднего и низшего уровня в области гражданского строительства. Необходимо разработать стратегию для каждой страны, чтобы через 10 лет появились инженеры, способные выполнить задачи видения

Инженеры и студенты должны изучать английский язык, через университеты и профессиональные общества должна распространяться иностранная литература.

Необходимо разработать и создать специальное фермерское обучение для появления таких фермеров, которые смогут получать прибыль и в то же время поддерживать устойчивое орошаемое сельское хозяйство при оптимальной урожайности на м3 воды.

e) Информирование общественности

Необходимо объяснять в школах и на телевидении взаимосвязь между состоянием здоровья населения и чистой водой, а также о расходах на производство, транспортировку и очистку использованных водных ресурсов.

Необходимо изменить отношение городского населения и современных лидеров к сельским районам, к тем, кто обрабатывает землю и в общем к хозяйственной практике. Это можно достичь через осуществление таких мер, как кампании по информированию общественности, создание "музеев" науки и технологии в столицах и городских центрах в сельскохозяйственных районах, посвященных вопросам сельского хозяйства, экологии, управления земельными и водными ресурсами.

Национальные организации должны разработать конкретные меры по информированию общественности в каждой центрально-азиатской республике о национальных парках, заповедниках и заказниках и т.д., причем особое внимание должно уделяться заинтересованности местного населения участвовать в управлении данными зонами.

f) Региональное сотрудничество

Должны быть созданы или восстановлены региональные профессиональные сообщества, при поддержке правительствами необходимых поездок

Организации ООН должны, по крайней мере в ближайшие годы, на систематической основе оказывать поддержку в развитии научно-технического сотрудничества в регионе, не только для обмена знаниями и информацией, но также для создания или поддержания общих идей о том, что является справедливым, а что нет в тех сферах водного хозяйства, которые имеют многонациональный характер.

Особое внимание правительства должны уделить электронным коммуникациям (Интернет), чтобы инженеры и ученые могли работать вместе в рамках виртуального научного объединения, избегая, таким образом, необходимости создания региональных организаций физически. Такое виртуальное объединение могло бы принять форму Академии бассейна Аральского моря.

{Предыдущая глава}
[Главная] [Содержание] [Ссылки] [SABAS]

Предыдущая глава